Шплинт: использование, назначение, ГОСТ

Виды штифтов

Механические штифты выполняются в различных вариантах, в зависимости от типа соединения и необходимости разбирать его. Значение имеет твердость материала и действующие нагрузки. Основные виды штифтов:

  • цилиндрический;
  • конический;
  • пружинный;
  • просеченный.

Всего регулярно используются в промышленности и домашних мастерских примерно 16 разновидностей фиксаторов.

Цилиндрические

Цилиндрические изделия похожи на аккуратно отрезанные и прошлифованные куски проволоки. На самом деле они изготавливаются из проката и проходят сложный технологический процесс механической и термической обработки.

Кроме размера, который определяется ГОСТом 3128-70 цилиндрические штифты не каленые, детали делятся на классы по исполнению торца:

  • плоский;
  • с фасками под 45⁰;
  • закругленные с переходным радиусом с одной и обеих сторон.

Детали с плоскими торцами устанавливаются в сквозные отверстия. Они плотно заходят в материал с высокой твердостью. На поверхности низкоуглеродистых сталей и цветных металлов углы торцов оставляют в отверстии задиры, царапины.

Гладкая твердая поверхность отверстий в углеродистых каленных и легированных сталях остается без повреждений и мягкий цилиндр из СТ 45 легко забивается и создает прочное соединение. 

Для материалов со средней твердостью подходит штифтовое соединение со снятыми фасками с одной или двух сторон. Образованный на торце конус раздвигает и постепенно сминает неровности поверхности и легко входит в отверстие.

Детали с переходным радиусом от торца к цилиндрической поверхности наиболее сложные в изготовлении. Они редко применяются в машиностроении. Чаще их используют для фиксации мягких материалов типа пластмасс и пластика.

Конические

Конические штифты ставят на узлы, которые будут часто разбираться. Стандартный конус имеет наклон 1:50. Какими бывают нестандартные детали, которые выделены в отдельный раздел специальных изделий. В машиностроении, особенно при создании металлургического оборудования, возможно использование конусов 1:40 и других наклонов.

Они изготавливаются по ГОСТ 9464-79. Преимущество конических фиксаторов в их плотной посадке на протяжении всего периода работы. При износе поверхности отверстия, он только опускается ниже и сам центрируется.

 

Установка конических штифтов позволяет многократно использовать их при демонтаже и последующей сборке узла. Фиксатор не меняет своей формы и ставится в то же отверстие, где был.

Для изготовления отверстий под нормализованные конические штифты существует ряд сверл по ГОСТ 11177-84. Их угол наклона точно соответствует соотношению 1:50. Для создания более гладкой поверхности рекомендуют использовать развертки из этой же группы инструмента.

Пружинные

Штифт пружинный можно отнести к универсальным фиксаторам. Он ставится в отверстие с натягом. Чем сильнее сжат, тем лучше. Единственное ограничение – торцы продольного разреза не должны упираться друг в друга.

Штифт din 1481 пружинный цилиндрический изготавливается из листового проката методом вальцовки и закалки для фиксации формы и придания упругости. Группа фиксаторов din имеет несколько разновидностей в исполнении и большой перечень типоразмеров.

Преимущества использования пружинных деталей:

  • отверстия делаются с большим разбегом по размерам без снижения эксплуатационных качеств;
  • возможно многократное извлечение и установке обратно при сборке;
  • прочно удерживаются в отверстиях;
  • легко устанавливаются.

Пружинные изделия типа din не могут работать в узлах с большими нагрузками. Они тонкостенные и сминаются.

Самодельные грабли для мотоблока: чертежи для изготовления

Делаем грабли для мотоблока своими руками: чертежи с размерами, фото изготовления, видео, где показаны грабли в работе.

В этой статье мы подробно рассмотрим как сделать самодельные грабли для мотоблока своими руками.

Схема самодельного приспособления для уборки сена.

  • 1 — дышло;
  • 2 — рычаг;
  • 3 — тяга (поднимает-опускает грабли);
  • 4 — подкос;
  • 5 — стойка;
  • 6 — грабли с зубьями;
  • 7 — ступица;
  • 8 — ось;
  • 9 — колесо.

Материалы для изготовления самоделки:

  • Пара колёс диаметром 30 — 50 см.
  • Металлический прут, труба, для изготовления оси.
  • Дышло можно сделать из профильной трубы.
  • Для зубьев понадобятся прутья диаметром 6 — 8 мм.
  • Механизм граблей — трубы диаметром 30 мм для оси и 40 мм для её крепления.
  • Пружины можно использовать готовые или выгнуть самостоятельно.

Особенность и назначение

Отличие пружинных устройств от других фиксирующих элементов, таких как контргайка, в том, что крепление шплинтов не ослабевает с течением времени даже при наличии сильной вибрации. Метизное изделие имеет низкую себестоимость и может использоваться многократно. Прямым назначением пружинного шплинта является обеспечение безопасного крепления детали, как бы контрольной фиксации.

Стандартное или с оборотом (пружинный шплинт) ушко используется для прикрепления какой-либо конструкции, например, соединительных звеньев. Этот элемент предназначен для того, чтобы обеспечивать скорость и маневренность во время эксплуатации.

В пружинном варианте есть существенное отличие от стандартного образца — дополнительная прочность крепления из-за действия пружины. Шплинт является упругим изделием для быстрого монтажа, ввода в деталь для блокировки, например, для предотвращения самооткручивания гаек и болтов: в процессе работы и вибрации можно потерять деталь и навредить всему процессу работы механизма. Размер крепления напрямую зависит от диаметра детали. При несовпадении размеров невозможно будет произвести закрепление. Иногда для установки шплинта приходится сверлить в крепежном винте отверстие.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шплинты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Шплинты должны изготовляться из низкоуглеродистых сталей.

Допускается изготавливать шплинты из коррозионно-стойких сталей или из цветных металлов и их сплавов.

Рекомендуемые марки материала и его условное обозначение в соответствии с табл. 3.

Таблица 3

Материал Условное обозначение материала Вид покрытия
Низкоуглеродистые стали с содержанием углерода не более 0,20 % по ГОСТ 1050-88 и ГОСТ 380-94 Цинковое, хроматированное

Кадмиевое, хроматированное

Окисное

Фосфатное с пропиткой маслом

Коррозионно-стойкая сталь 12Х18Н10Т по ГОСТ 5632-72 2 Окисное из кислых растворов
Латунь Л63 по ГОСТ 15527-2004 3 Никелевое
АМЦ по ГОСТ 4784-97 4 Окисное, наполненное в растворе бихромата калия

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

2.3. Шплинты из коррозионно-стойкой стали в обоснованных случаях следует подвергать термообработке.

2.4. По требованию потребителя шплинты должны изготавливаться с покрытием.

2.5. Виды покрытий шплинтов должны соответствовать указанным в табл. 3. Толщина металлического покрытия — от 6 до 12 мкм, условные обозначения покрытий — по ГОСТ 1759.0-87.

Допускается:

а) в случае изготовления шплинтов из проволоки с покрытием — отсутствие покрытия на торцах ветвей;

б) в случае готовых шплинтов — отсутствие покрытия на внутренней стороне ветвей в месте их соприкосновения.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.5а. Технические требования к покрытиям — по ГОСТ 9.301-86.

(Введен дополнительно, Изм. № 4).

2.6. На поверхности шплинтов не допускаются заусенцы, трещины, ржавчина и в месте перехода головки к стержню — острые засечки.

2.7. На ветвях шплинтов допускаются смятие от подающего механизма и продольные царапины.

2.8. Допускается перекос ветвей, не вызывающий изменение размера шплинта за пределы условного диаметра d

0. 2.9. Допускается зазор между ветвями шплинтов, не вызывающий изменение размера шплинта за пределы условного диаметра d

0. При этом диаметр шплинта со сжатыми ветвями должен соответствовать диаметруd.

Шкивы стальные, сварные.

Стальные сварные (рис. 4, а) и сборные шкивы (рис. 4, б) принимают при окружной скорости до 60 м/с. Ободы, диски и спицы этих шкивов изготовляют из низкоуглеродистой стали типа Ст3. Так как ступицы шкивов подвергаются значительным напряжениям смятия от шпонок, то их изготовляют из среднеуглеродистых сталей, а в сборных шкивах иногда и из чугуна. Ободы стальных свертных и сборных шкивов плоскоременных передач вальцуют из листовой стали и сваривают встык; Диски этих шкивов изготовляют из листовой стали, а спицы — из гнутых полос, труб, штампованных заготовок, а иногда и из листовой стали (рис. 4, а). При ширине обода B≤350 мм в шкиве предусматривают один диск или один ряд спиц, при В>350 мм — два диска или два ряда спиц. Встречаются стальные сборные шкивы плоскоременных передач со спицами из круглых прутков, которые ввинчивают в стальную или чугунную ступицу или заливают в ступицу из чугуна. Довольно широко применяют стальные сборные шкивы клиноременных передач из стальных тонкостенных штампованных и затем сваренных тарелок (рис. 4, б). Эти тарелки скрепляют со стальной или чугунной ступицей болтами или заклепками. Шкивы из стального литья применяют редко.

Рис. 3

Классификация

Шплинты классифицируются согласно государственным стандартам по своей конструкции и размерам.

Разводной (разгибной) или стандартный

Шплинт общего назначения стандартизирован согласно отечественному ГОСТу 397-79 (аналог немецкого стандарта DIN 94).

Обычно имеет вид проволоки с полукруглым поперечным сечением. Ножки разной длины прижаты друг к другу, так что с одной стороны образуется круглое поперечное сечение со стандартизированным диаметром, а с другой стороны, приблизительно кольцевая, также стандартизированная, головка. Она служит для ограничения глубины посадки и фиксирования самого крепежа.

Для фиксации шплинт вставляется через стандартное отверстие в скрепляемых деталях. Концы ножек разводятся, их разная длина упрощает этот процесс. Кроме того, головка необходима для извлечения изношенного крепления с помощью, например, пассатижей или тонкого прочного стержня.

Стандартные шплинты нельзя повторно использовать после разблокировки, поскольку их функции безопасности больше не гарантируются.

Конструкция, размеры и маркировка шплинтов по ГОСТ приведены на чертеже и в таблицах 1 и 2.

Под диаметром разводного шплинта понимается диаметр возможного для использования отверстия фиксируемых деталей. Длина измеряется от головки до конца короткой ножки. Форма концов ножек бывает разной – заостренной или срезанной под определенным углом.

Характеристики шлицевых соединений

По своей конструкции и способу передачи вращательного момента, шлицевые соединения можно отнести к многошпоночным. Несколько плоскостей взаимодействия при вращении, только вместо большого количества пазов и шпонок в них, только шлицевый вал и втулка. Шпонки отсутствуют, их заменяют шлицевые пазы и зубья, вырезанные непосредственно на сопрягаемых деталях. Конструкция позволяет значительно сократить погрешность изготовления и дает возможность перемещаться втулке вдоль оси вала, не прекращая радиальное движение.

Размеры шлицов определяются внутренним диаметром вала, их количеством и формой. В шлицевом соединении образуется несколько плоскостей контактов. Возможность передачи большого крутящего момента возрастает по сравнению со шпонками в несколько раз.

Зуб шлица нарезается фрезами на зуборезных станках и протяжкой. Для подвижных узлов делается последующая шлифовка боковых поверхностей. Длина зубьев может быть любой, у неподвижных шлицевых соединений равна высоте ступицы колеса. При скольжении шестерни вдоль оси, длина нарезанных выступов на валу определяется размером перемещения шестерни, ее высотой и технологическим припуском, равным радиусу фрезы для ее выхода при обработке.

Диаметр вала по наружной поверхности равен размеру втулки по впадинам. Втулка со шлицами в точности копирует своим отверстием профиль вала и плотно надевается на него. Шлицевые канавки по отверстию нарезаются на долбежном станке. Технология изготовления длительная, требует большой точности, которую не может обеспечить долбяк, поскольку длина резца большая относительно его сечения. При попытке ускорить обработку, сделать больше заход и подачу, инструмент отжимает, размер получается в минус.

При проектировании узла и подборе пар, основным параметром является внутренний диаметр по шлицам. Его рассчитывают на кручение и изгиб. Шлицевая втулка подвергается меньшим по силе воздействиям. Она выбирается по справочнику. Детали делают из среднеуглеродистых малолегированных сталей: Ст 45, Ст40Х, Ст 40ХН. Они имеют относительно высокую вязкость и низкую хрупкость в нормализованном состоянии и после объемной закалки на воздух при твердости 320–350 HB.

Определить количество зубьев при проектировании можно по таблицам. Они разделены для каждого внутреннего диаметра на 3 группы по нагрузкам:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

Чем больше крутящий момент нужно передавать, тем выше сам шлиц и больше их количество. За счет этого увеличивается площадь контакта.

Зубчатые соединения рассчитываются с учетом погрешности изготовления. Между поверхностями сопряженных деталей имеется зазор соединения. При повороте ведущей детали он смещается в противоположную сторону от направления действия силы. В идеале все поверхности соприкасаются и нагружены одинаково. По факту зубчатые соединения изготавливаются с погрешностью в 0,01–0,03 мм, в зависимости от размера и способа обработки. Муфта одной плоскостью соприкасается сильнее, другими меньше. При расчете прочности выбирается по таблице поправочный коэффициент, позволяющий рассчитать параметры деталей на прочность с учетом неравномерных сил нагрузок.

Зазор в соединении определяет размер холостого хода. Начиная двигаться, ведущая деталь сначала выбирает просвет между рабочими плоскостями, затем начинается силовое воздействие и вращение ведомой детали и всего узла.

Сферы применения

Шплинты используются для защиты незакрепленных болтовых или винтовых соединений от осевого смещения.

Пружинные нашли применение в болтовых соединениях с высокой нагрузкой — в строительных машинах, кранах или дисковых тормозах велосипедов. В этом случае компоненты крепятся с помощью пружинного соединителя, так, что бы его потеря была невозможна, например, с помощью цепи. Пружинные крепления ни в коем случае не подходят для передачи сил.

Часто в машиностроении и автомобилестроении шплинты используются как заглушки и стопорный крепеж. Но и в повседневной жизни мы можем встретить их на каждом шагу, например, в тренажерном зале компоненты силовой скамьи закреплены с помощью шплинтов.

Быстросъемные (шплинт-чека DIN 11023) получили широкое распространение в сельском хозяйстве, например, на фермах, когда требуется многократная сборка-разборка конструкций.

На рисунке показан способ крепления ведра. Чтобы ведро не могло быть вытолкнуто из держателя, чека служит предохранителем. При этом, в отличие от разводного, шплинт с кольцом может служить неограниченное число циклов.

Таким образом, можно приблизительно очертить сферы применения шплинтов:

  • Автотранспорт, мотоциклы, велосипеды, лодки;
  • Машиностроение, металлоконструкции, строительство прицепов;
  • Промышленность, ремесла, сельское хозяйство;
  • Предохранители для всех видов деталей, таких как винты, штифты, болты и т. д.

При использовании шплинтов следует избегать любых видов передачи энергии.

Преимущества использования шплинта ГОСТ 397-79

Шплинт является недорогим метизом, что снижает затраты на создание соединений поверхностей и деталей. Его используют в конце операции крепления, после того, как другие метизы были использованы. Для установки шплинта не требуется дополнительно подготавливать поверхность (например, сверлить отверстия)

Важно только заранее подобрать такие крепежные стандартизированные изделия, которые в своей конструкции имеют технологические отверстия. Для установки этого метиза нужны самые простые инструменты – подойдут пассатижи или обычный стальной прут соответствующего диаметра

Также не требуется значительная сила для установки или демонтажа. Шплинт ГОСТ 397-79 обеспечивает надежное и прочное крепление, избавляет конструкцию от самоотвинчивания соединительных элементов при воздействии различных нагрузок.

При установке метиза важно помнить, что его можно использовать в конструкции только единожды. При повторном использовании он теряет свою прочность, деформируется и не создает нужного эффекта. Приобретая шплинт, нужно не только посчитать нужное количество этих метизов, но и проанализировать сочетаемость металлов и проверить размеры соединяемых изделий

Приобретая шплинт, нужно не только посчитать нужное количество этих метизов, но и проанализировать сочетаемость металлов и проверить размеры соединяемых изделий.

Нужна консультация? Оставьте свой номер телефона, консультант Вам перезвонит!

Москва Россия

Мы работаем с 9.00 до 18.00 в будни

1 Шплинт – чтобы фиксировать и защищать соединение от вибрации

Игольчатый шплинт (ИШ) изготавливается в виде полукруглого, круглого либо плоского стержня, который сгибается вдвое. На конце такого метиза может присутствовать так называемое ушко – петелька в форме капли. Кроме того, промышленность выпускает шплинты в виде литеры Т, но они используются намного реже стандартных крепежных изделий, описываемых в этой статье. Производят ИШ из пластичных и относительно мягких металлов. К таковым относят: алюминий, латунь, нержавеющую сталь, бронзовый прокат.

Пружинный шплинт

В случаях, когда метиз планируется эксплуатировать для работы на срез, его изготавливают из бронзы, латуни и алюминиевых сплавов. В остальных ситуациях рекомендуется использовать крепеж из нержавейки, так как он вставляется и удаляется без малейших затруднений. Схема применения ИШ очень простая. Необходимо сложить две части одной конструкции (приложить несколько деталей друг к другу), просверлить в них отверстия с требуемыми размерами и соединить между собой посредством шплинта. После установки такого пружинного метиза происходит защелкивание (автоматическое) его изогнутой части. В итоге вы получите надежное соединение.

Рассматриваемые крепежные изделия используются в различных областях строительства и машиностроения. Чаще всего с их помощью выполняют крепление на гладких валах специальных втулок. Шплинты в подобных ситуациях предупреждают самораскручивание фиксирующих элементов (гаек и болтов). Также ИШ незаменимы для фиксации на колесных осях различных транспортных средств подшипников качения и любых других элементов, которые испытывают вибрационные и небольшие постоянные физ. нагрузки.

Общие рекомендации

Покупные шкивы, изготовленные на заводах, чаще всего отлиты или выточены из металлических сплавов. Для маломощных двигателей выпускают пластмассовые изделия.

В домашних условиях, без литейного оборудования или точных токарных станков, изготовить приводное колесо из этих материалов сложно.

Многие эксперты считают, что шкив из дерева, фанеры или пластика, который удалось изготовить в домашней мастерской, ненадежен, недолговечен, сразу перегреется и развалится.

Это совсем не так. Если не пытаться заменить им колесо кузнечного молота усилием в 6000 тонн, а использовать на настольном станке с ограниченной мощностью и числом оборотов, то тщательно сделанная деталь сможет заменять штатную достаточно долго.

Если изготовить деталь из алюминия, она будет существенно прочнее, сможет передавать больший крутящий момент, вращаться с большей скоростью. Придется освоить литейный процесс, пусть в самом простом варианте. Изготовление шкива методом литья потребует обеспечения пожарной безопасности, использования средств индивидуальной защиты.

https://youtube.com/watch?v=ZYmKyDXePNY

Колесо можно выточить на токарном станке, если он есть в домашней мастерской.

Классификация

Шплинты классифицируются согласно государственным стандартам по своей конструкции и размерам.

Разводной (разгибной) или стандартный

Шплинт общего назначения стандартизирован согласно отечественному ГОСТу 397-79 (аналог немецкого стандарта DIN 94).

Обычно имеет вид проволоки с полукруглым поперечным сечением. Ножки разной длины прижаты друг к другу, так что с одной стороны образуется круглое поперечное сечение со стандартизированным диаметром, а с другой стороны, приблизительно кольцевая, также стандартизированная, головка. Она служит для ограничения глубины посадки и фиксирования самого крепежа.

Для фиксации шплинт вставляется через стандартное отверстие в скрепляемых деталях. Концы ножек разводятся, их разная длина упрощает этот процесс. Кроме того, головка необходима для извлечения изношенного крепления с помощью, например, пассатижей или тонкого прочного стержня.

Стандартные шплинты нельзя повторно использовать после разблокировки, поскольку их функции безопасности больше не гарантируются.

Конструкция, размеры и маркировка шплинтов по ГОСТ приведены на чертеже и в таблицах 1 и 2.

Под диаметром разводного шплинта понимается диаметр возможного для использования отверстия фиксируемых деталей. Длина измеряется от головки до конца короткой ножки. Форма концов ножек бывает разной – заостренной или срезанной под определенным углом.

Обычно в продажу поступают следующие крепления:

  • по стандарту DIN 94 — с условным диаметром от 1 до 13 мм, длиной от 4 до 200 мм, размером головок от 1.6 до 24.8 мм.
  • по ГОСТ 397-79 — с условным диаметром от 0.6 до 20 мм, длиной от 4 до 280 мм, размером головок от 1.6 до 24.8 мм.

Пружинный

Пружинный шплинт отличается по принципу действия от разгибного. Он блокирует детали за счет защелкивания благодаря упругому (пружинному) эффекту собственного материала. Форма его напоминает букву «R». Производятся они по международному стандарту ISO 7072 (аналог – немецкий стандарт DIN 11024).

Изображение пружинных шплинтов и способ крепления

Крепеж осуществляется следующим образом. Прямая ножка, напоминающая иголку, вставляется в отверстие необходимого размера, изогнутая – защелкивается по верху детали в нескольких точках. В результате создается пружинный эффект.

Благодаря своей иголкообразной ножке пружинные крепления часто дополнительно называют игольчатыми пружинными.

Игольчатые шплинты бывают формы E и формы D в зависимости от вида круглой части – в D она усилена дополнительным витком.

На чертежах и в таблице показаны вид и размеры крепления формы D.

Ось или валd3d4l1l2l3hr1r2Вес
Диаметр отверстия d1Наружный диаметр d2
2,5от 9 до 11,22,252042245,52,55,640,59
3,2от 11,2 до 142,820482673750,99
4от 14 до 203,6206432104,5106,51,89
5от 20 до 264,525803912,571383,54
6,3от 26 до 345,625974516917106,18
7от 34 до 456,330125562112,522,511,59,7
8от 45 до 567301506325,517,52812,513,4

Также на рисунках и в таблице приведены вид и размеры крепления формы E.

d2.03.04.05.06.07.08.0
L50606085105105110
D10182024303028
B25283040505055
Диаметротверстия2.53.54.56.07.08.09.0
Диаметрвнешний9-1410-1616-2020-2828-4028-4530-45

Быстросъемный с кольцом

Шплинты немецкого стандарта DIN 11023 оборудованы специальным кольцом, которое делает их применение значительно удобнее в случае многократного использования детали. В отличие от предыдущих видов креплений, которые рекомендуется использовать однократно, быстросъемные шплинты (чеки) могут применяться практически неограниченное число циклов сборки и разборки различных типов соединений

Это важно, когда на детали распространяются особые требования и аспекты безопасности. Например, для прямых валов и труб, многих видов сельхозтехники

На чертежах и в таблице приведены вид и размеры шплинта-чеки.

Источник

Шплинт

Угол поворота гайки для шплинтовки.| Способ Способ шплинтовки с уве — шплинтовки при на-личенным ходом личии паза в болте тайки и отверстий в гай.| Упругие шплинты ( в, б.| Шлицевая гайка с упругим шплинтом.

Шплинты изготовляют из мягкой стали и после однократного употребления заменяют новыми. Концы упругих шплинтов снабжают зубчиками, которые надежно фиксируют шплинт после его установки.

Шплинты условно считают по диаметру отверстия для них.

Шплинты должны плотно сидеть в отверстиях болтов ( пальцев, осей) и не должны находиться вне прорезей гаек.

Шплинты представляют кусок согнутой проволоки полукруглого сечения с головкой; они служат для стопорения гаек. Для этого шплинт заводится в отверстие болта и гайки, и концы его разводятся и загибаются.

Шплинты ( рис. 8.63) применяют для предупреждения самоотвинчивания прорезных или корончатых гаек при вибрации изделия, а также для контровки в случаях, показанных на рисунке.

Шплинт 5×40 ГОСТ 397 — 79 — шплинт из углеродистой стали, без покрытия. Такое обозначение стальных шплинтов обычно применяют на учебных чертежах.

Шплинты изготовляют из стальной проволоки с содержанием углерода не более 0 2 %, например стали Ст. Основными размерами шплинта являются длина / и условный диаметр шплинта, который равен диаметру отверстия болта и гайки. Условный диаметр на 0 1 — 0 5 мм больше, чем размер d шплинта. Шплинты не должны иметь острых засечек в месте перехода головки в стержень и при испытании должны выдержать до момента появления трещин или излома определенное число загибов на угол 90 ( рис. 54), например не менее трех для шплинтов диаметром до 5 мм.

Способ Рве. 576. Способ шплинтовки с уве — шплинтовки ори иа-личенным ходом личии паза в болте гайки и отверстий в гай.| Упругие шплинты ( а, б.| Шлвцевая гайка с упругим шплинтом.

Шплинты изготовляют из мягкой стали и после однократного употребления заменяют новыми. Концы упругих шплинтов снабжают зубчиками, которые надежно фиксируют шплинт после его установки.

Шплинт 4 свободно проходит через отверстие в державке, благодаря этому развертка может качаться во всех направлениях и вместе с тем предохраняет втулку от выпадания из корпуса оправки. Шарик 6 упирается в подпятник 5, что и обеспечивает передачу развертке усилия подачи. Своей хвостовой частью 10 державка укрепляется в гнезде револьверной головки. Чтобы державку сделать более универсальной, хвостовую часть изготовляют в виде конуса.

Фиксация резьбового соединения шплинтом.| Фиксация резьбового соединения проволокой.

Шплинт ( рис. 95) должен входить в отверстие болта плотно, под легким ударом. Если шплинт вставляется пальцем, то он для этого отверстия слишком тонок и поэтому не годится. Если паз корончатой гайки и отверстия болта не совпадают, то гайку надо чуть подтянуть. Нужный момент затяжки соединения дается в каком-то диапазоне.

Шплинты стальные ( марка стали Ст. Шплинты изготавливают черными, а по специальному требованию заказчика, оговоренному при поставке, — оцинкованными.

Приспособление для предотвращения самоотвинчивания. о-стопорная шайба с наружным носком. б — стопорная шайба с внутренним и наружным носками. в — корончатая гайка с шплинтом. г-пружинная шайба. д — шайба с внутренним и наружным носками. е — накладная стопорная шайба. ж — контргайка.

Шплинт разгибной

Шплинт разгибной представляет собой металлический стержень с полукруглым сечением. Он согнут надвое таким образом, что в месте изгиба формируется ушко. Регламентируют производство крепежа данного типа на территории нашей страны положения ГОСТа 397-79. Его нормы устанавливают следующий вариант исполнения шплинтов:

Анализ чертежа показывает допустимость трех видов конфигурации концов стержня. Они могут быть:

  • заостренными;

  • плоскими;

  • скошенными.

Численные значения отображенных на чертеже параметров указаны в таблице.

ДШУ

20,0

16,0

13,0

10,0

8,0

6,3

5,0

4,00

D

33,8

27,0

21,7

16,8

13,1

10,3

8,0

6,5

**

38,6

30,8

24,8

19,0

15,0

11,8

9,2

7,4

l1

40,0

32,0

26,0

20,0

16,0

12,6

10,0

8,0

l2

3,2

2,0

**

6,3

4,0

d

19,0

15,1

12,1

9,3

7,3

5,7

4,4

3,5

**

19,3

15,4

12,4

9,5

7,5

5,9

4,6

3,7

Продолжение таблицы.

ДШУ

3,2

2,5

2,0

1,6

1,2

1,0

0,8

0,6

D

5,1

4,0

3,2

2,4

1,7

1,6

1,2

0,9

**

5,8

4,6

3,6

2,8

2,0

1,8

1,4

1,0

l1

6,4

5,0

4,0

3,2

3,0

2,4

2,0

l2

1,6

1,3

0,8

**

3,2

2,5

1,6

d

2,7

2,1

1,7

1,3

0,9

0,8

0,6

0,4

**

2,9

2,3

1,8

1,4

1,0

0,9

0,7

0,5

В таблице приняты такие обозначения:

  • ДШУ – Диаметр Шплинта Условный;

  • одна звездочка («*») – «наименьший»;

  • две звездочки («**») – «наибольший».

Длина шплинта (параметр «l») изменяется в диапазоне от 4,0 мм до 280 мм.

За счет плотного прижатия ножек согнутого стержня формируется округлое поперечное сечение, диаметр которого стандартизован (параметр «d»). Различная длина концов этих ножек упрощает процесс их разведения в ходе монтажа соединения. Что же касается головки, она не только формирует ушко, служащее для извлечения шплинта из отверстия в фиксируемой детали, но и ограничивает глубину посадки самого крепежного элемента.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий