Устройство бензопилы Дружба
От большинства современных бензиновых переносных пил, отечественные модели марки Дружба выделяются усиленной заводской конструкцией, отдельные элементы и сборные механизмы которой посажены максимально плотно и близко друг к другу. Это, а также повышенная надежность штатного устройства объясняется достаточно просто – цепные пилы Дружба предназначались исключительно для решения самых сложных задач. Их нередко использовали для валки крупных лесных деревьев, спиливания толстых сухих веток, а также для работы в экстремальных погодных условиях
Именно по этим причинам производитель уделял большое внимание надежности и выносливости своей техники, при этом жертвуя такими параметрами, как экономичность, эргономичность, легкость и компактность
В основу каждой из бензопил марки Дружба вложен тяжелый выносливый двигатель, мощностные и тяговые параметры которого зависели от модификации инструмента. Двигатель бензоинструмента предварительно состоит из покрытого сплошным хромированным сплавом цельнометаллического алюминиевого цилиндра, сборных коленвала и шатуна, а также долговечного алюминиевого поршня, в штатных канавках которого расположены 2 заводских кольца. В нижней части двигателя предусмотрен стальной картер, защищающий силовой агрегат от механических повреждений.
Бензопила Дружба 2 и ее новые модификации оборудованы воздушным принудительным охлаждением. Поток холодного воздуха проникает в моторный отсек цепного инструмента под действием вентилятора центробежного типа. Это обеспечивает быструю стабилизацию рабочей температуры мотора даже во время использовании пилы под воздействием прямых солнечных лучей.
Топливная система бензопилы Дружба состоит из емкого бензинового бака, карбюратора КМП-100А, а также топливных трубок. Своевременная подача бензина из бака в карбюратор производится самостоятельно, без участия оператора.
Все бензиновые пилы марки Дружба оснащены высокоточной системой зажигания, включающей магнето с высоковольтным проводом, а также встроенной свечи. Первичная и вторичная обмотка системы установлена на трансформаторе, состоящем из сердечника. Свеча системы зажигания выделяется неразборным устройством. Нормальный рабочий зазор между ее электродами составляет от 0,6 — 0,7 см.
В конструкцию каждой из бензиновых пил марки Дружба входит центробежная фрикционная муфта. В ее основу вложен ведущий диск, обод которого оснащен двумя чугунными разрезными кольцами. Ведомый диск механизма укомплектован Г-образным ободом.
Редуктор бензопилы Дружба состоит из корпуса, внутри которого на шариковых подшипниках установлены ведущее и ведомое зубчатые колеса. Хвостовик ведущего колеса оснащен ведомой частью сцепления, а хвостовик ведомого – приводной звездочкой пильной цепи. Своим корпусом редуктор соединен с картером силового агрегата при помощи специального разъемного хомута. Отдельные части хомута фиксируются зажимом, который позволяет ослабить штатный хомут во время поворота редуктора с установленными режущими органами.
Для стабильной распиловки древесины бензопила Дружба оборудована заводской шиной и цепью. Для крепления направляющей к редуктору в конструкции бензопилы предусмотрена шпонка, шпилька и гайка с ручкой. За самостоятельное натяжение цепи в устройстве бензопилы отвечает штатный механизм. Для более плавного хода режущей гарнитуры модели марки Дружба оснащены амортизирующим элементом, расположенным на свободном конце штатной шины.
Бензопила «Дружба»
Бензиномоторная пила «Дружба»
«Дружба» — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.
Название «Дружба» было дано в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией, отмечавшегося в 1954 году.
Двигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко— одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л.с.. Смазка двигателя — масло, смешанное с бензином. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел. Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления, двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках. Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах. Были изготовлены лёгкие вертолёты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба», работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел лётных испытаний по причине низкой надежности двигателей.
За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:
в 50-х — 60-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор.
до конца 80-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 — снята с производства;
в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;
в 90-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.
На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.
Достоинства и недостатки
Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большой вес — 12 кг. Изначально надежность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 60-е годы находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 90-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями. Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick). Тем не менее простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.
К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях).
В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано).
Название перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек, и за это в шутку иногда называется «Дружба-2».
В песне «Был побег на рывок» Владимира Высоцкого упоминается эта пила.
Один из первых образцов был сделан в шаражке недалеко от станции Лапшанга киевскими авиастроителями
Переделка зажигания бензопилы Дружба
Поскольку двигатели на моделях бензопил Дружба 4А и Дружба 4А Электрон абсолютно идентичны, вполне возможна взаимозаменяемость контактных и электронных систем зажигания на всех моделях.
Причем иногда возможна переделка вышедшей из строя катушки старого контактного зажигания, и установка его вместо вышедшего из строя электронного варианта.
Переделка катушки контактного зажигания
Катушку снимают и удаляют всю пришедшую в негодность высоковольтную вторичную обмотку из тончайшего провода. Первичная обмотка, состоящая из нескольких витков мощного провода, практически никогда не выходит из строя. Её оставляют на месте.
Вместо снятой обмотки используют выносную высоковольтную катушку (бабину) от мотоцикла, двухскоростного мопеда советского периода, автомобиля. Катушку крепят любым способом в удобном месте. Восстанавливают схему подключения такой же, какой она была при стационарной обмотке:
- от первичной обмотки катушки к контакту + (плюс) на бабине;
- от контакта — (минус) на бабине к массе (корпусу двигателя).
Недостаток такого варианта — на корпусе бензопилы Дружба появится дополнительная деталь.
Преимущество — высоковольтные катушки легко меняются, они доступны.
Также в сети можно найти описания, как отремонтировать электронную систему зажигания Дружбы, которая обоснованно считается практически не пригодной к ремонту. Возможен и такой вариант, но для этого надо быть опытным специалистом в области электроники и электротехники.
Об устройстве зажигания на бензопиле Дружба рассказывают в следующем видео, в котором также даны рекомендации по регулировке:
Для жителей СССР Дружба была единственной бензопилой, всегда дефицитной, но относительно доступной. (Урал был создан на базе Дружбы как более мощный вариант для лесной промышленности). За десятки лет были выпущены сотни тысяч Дружб. Много их, ввиду хорошей ремонтопригодности, до сих пор в рабочем состоянии. А запчасти, в том числе и системы зажигания двух видов, до сих пор можно найти на развалах барахолок и даже в сети на площадках типа Авито.
Предназначенная, в основном, для работы на лесоповалах и распиливании, полученных таким образом бревен, бензопила Дружба незаменима и в личном хозяйстве для решения многих бытовых проблем. Не дорогая, очень простая в эксплуатации и ремонте, удачная в техническом плане — бензопила Дружба уже более 50 лет добросовестно и эффективно служит, сначала гражданам СССР, а ныне россиянам. Диапазон цен на их приобретение в настоящее время велик. В новом состоянии (законсервированные), в зависимости от модификации, их стоимость составляет от 8 тыс. руб. до 15 тыс. руб., а бывшие в употреблении, в зависимости от фактического состояния – от 1 тыс. руб. до 7 тыс. руб.
Зажигание бензопилы. Устройство,схемы,неисправности.
Система зажигания бензопилы — это целый комплекс элементов, с помощью которых при запуске двигателя появляется искра. Она нужна для того, чтобы поджечь топливо и привести мотор в состояние полноценной длительной работы. Главным элементом системы зажигания является свеча, которая должна поджигаться всякий раз, когда двигатель находится в нужном цикле работы. И хоть система является надежной и продуманной, но иногда требуется ее ремонт, поэтому пользователю нужно знать, как устроена его бензопила, а также что он может сделать для ремонта ее системы зажигания.
Устройство системы зажигания современных бензопил
Магнето Stihl MS 180
Ранее системы зажигания были довольно ненадежными, но сейчас они усовершенствовались. Так, в их системе управления есть элементы, регулирующие импульс в зависимости от того, какая скорость пилы. За счет этого двигатель работает более эффективно, что повышает общий КПД инструмента. Кроме того, такие элементы важны, потому что с ними проще запустить изначально пилу.
Не менее важный факт — надежность современных систем. Если раньше зажигание выходило из строя очень часто, то сейчас все компоненты его настолько прочные и качественные, что в ремонте нуждаются крайне редко.
Итак, современная система зажигания бензопилы — это маховичный магнето, свеча зажигания, провод и кнопка выключения зажигания. Различают контактные и бесконтактные магнето. Устройство первого довольно простое: постоянные магниты (установлены в ободе маховика), катушка зажигания, конденсатор и прерыватель. Катушка, в свою очередь, включает сердечник, а также первичную и вторичную обмотку трансформатора. Еще один немаловажный элемент — свеча зажигания. Ее конструкция такова: центральный и боковой электроды, изолятор, внешний корпус.
Прерыватель и первичная обмотка катушки соединены последовательно. Выключение прерывателя происходит за счет наличия на коленчатом валу кулачка. Первичная обмотка последовательно соединяется не только с прерывателем, но и с кнопкой выключения. Магнето монтируется в картер слева, закрепляясь основанием на две шпильки и гайки.
С помощью маховичных магнитов происходит образование магнитного поля, пересекающего катушку. За счет этого, если контакты в первичной обмотке замкнуты, образуется слабый ток. Соответственно, когда контакты разомкнуты, магнитного поля нет и индуцируется ЭДС во вторичной обмотке. За счет этого образуется ток высокого напряжения, который подается на свечу и дает искру для зажигания топлива. В этот момент поршень почти находится возле верхней мертвой точки (на 4 мм ниже ее).
Устройство зажигания бензопил «Урал-Электрон 2 Т» и «Дружба»
У двигателей бензопил «Урал-Электрон 2 Т» или «Дружба», а также «Тайга-214-Электрон» несколько иная система зажигания. Так, там используются
электронные магнето бесконтактного типа. То есть, они не имеют контактного механического прерывателя.
Что это значит? Индуцированный ток вырабатывается за счет высоковольтного трансформатора. При этом его первичная обмотка имеет последовательное соединение с тиристором через зарядную обмотку, конденсаторный диод, а также обмотку управления. За счет столь сложной системы через тиристор ток проходит только тогда, когда к нему приходит определенный электрический потенциал.
Как только тиристор открыт, происходит разрядка конденсатора на массу. Во время того, как по первичной обмотке проходит ток с большим импульсом, вторичная создает большое индуктивное напряжение, что вызывает искру на свече. То есть, за счет тиристора и управляющей обмотки происходит работа бесконтактного прерывателя, который имеет высокую надежность, так как не имеет изнашиваемых частей.
Схема зажигания бензопилы «Урал» (МБ-1)
Обзор моделей бензопилы Дружба
Давайте более подробно рассмотрим линейку Пермского машиностроительного завода:
- Бензопила Дружба 2.
- Бензопила Дружба 4.
- Бензопила Дружба 4 Электрон.
- Бензопила Дружба-5Э.
Рассмотрим подробнее данные модели.
Бензопила Дружба технические характеристики
Параметры и характеристики | «Дружба-2» | «Дружба-4М Электрон» | «Дружба-5Э» |
Мощность устройства | 2,2 кВт | 2,94 кВт | 3,7 кВт |
Показатели частоты вращения | 3200 об/мин | 5200 об/мин | 6200 об/мин |
Наличие автоматической цепной смазки | Отсутствует | Присутствует | Присутствует |
Наличие электронного зажигания | Отсутствует | Присутствует | Присутствует |
Объём бака смазочной системы | 240 мл | 240 мл | 240 мл |
Длина шины | 45 см | 45 см | 45 см |
Вес агрегата | 12,5 кг | 12,5 кг | 11,7 кг |
Габаритные размеры | 46х50х86,5 см | 46х50х86,5 см | 46х46х88 см |
Дружба 2
Сразу же после своего появления в 1955 году, бензопила Дружба 2 приобрела огромную популярность среди работников лесного хозяйства и садоводов-любителей. Инструмент, на тот момент, обладал рядом существенных преимуществ, главными из которых была высокая производительность, простота в использовании и ремонте. Двухтактный одноцилиндровый двигатель выдавал мощность около 3 л.с. (2,2 кВт), при этом частота вращения достигала 3 200 оборотов в минуту.
С точки зрения современного потребителя эти показатели не особо впечатляют. К тому же у бензопилы были и другие недостатки. Производители в те времена не слишком заботились о безопасности потребителей своего инструмента. Пила не имела системы мгновенной остановки и кнопки остановки двигателя, заглушить его можно было вручную, перекрыв доступ топлива.
Бензопила Дружба 2
На первых моделях отсутствовала система автоматической смазки цепи, это понижало производительность работы и приводило к быстрому износу режущей кромки. Не вызывал восхищения и вес бензопилы Дружба – около 13 килограмм в снаряженном состоянии.
Дружба 4
Эта модель также давно устарела, однако продолжает пользоваться определенной популярностью. По сравнению со своей предшественницей, Дружба 4 имела ряд серьезных усовершенствований.
Прежде всего, создатели инструмента предусмотрели наличие смазки цепи, увеличилась и мощность двигателя до 4 лошадиных сил (2,94 кВт), при рабочем объеме в 95 см3. Цилиндр и поршень двигателя изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава, что увеличило их срок службы. общая скорость вращения вала — 5000-5400 оборотов в минуту.
Бензопила Дружб 4
Новая пила получила принудительную воздушную систему охлаждения двигателя. Зажигание свечи осуществляется посредством магнето и специального провода. Бензин из бака поступает самотеком – стоит только открыть топливный кран. В соответствии с инструкцией по эксплуатации бензопилы Дружба 4, для двигателя необходима топливная смесь в соотношении масло/бензин 1:15. Позаботился производитель и о комфорте работников – на пилу был установлен новый, усовершенствованный глушитель.
Строение бензопилы Дружба
Дружба 4 Электрон
Новое изделие отличалось наличием электронного зажигания. Его мощность — 3 кВт. Расход топлива — 720 г/кВт ч; расстояние между электродами зажигательной свечи — в пределах 0,6-0,7 мм.
Дружба 4 Электрон
Дружба-5Э
Последняя модель бренда получила название Дружба-5Э. Она отличалась большей мощностью двигателя (до 5 лошадиных сил) и более высокой производительностью. При этом инструмент потерял в весе 800 грамм. Операторы отметили меньший уровень издаваемого шума – в очередной раз был модернизирован глушитель.
Бензопила Дружба-5Э
В середине 90-х популярность инструментов этого модельного ряда резко падает, в связи с ухудшившимся качеством сборки и применением некачественных материалов.
Зачем нужен глушитель
Длительное воздействие чрезвычайно громких шумов, несомненно, опасно и может привести к потере слуха. Бензопилы могут быть очень громкими — от 80 до 120 децибел. Для сравнения, нормальный разговор составляет в среднем около 60 децибел.
Чем дольше и чаще вы подвергаете себя воздействию громких шумов, и чем ближе вы находитесь к источнику, тем больше вреда будет получать ваш слух.
Давайте посмотрим на некоторые данные и временные рамки:
- Звуки до 70 дБ безопасны, и вы можете слушать их в течение продолжительных периодов времени.
- Звуки на 85 дБ опасны, если вы слушаете их более 8 часов.
- Звуки при 111 дБ чрезвычайно опасны и могут привести к потере слуха менее чем за минуту.
- Звуки около 200 дБ приводят к летальному исходу.
Интересно, что громкий шум от бензопил опасен не только для ваших ушей. Громкие шумы создают еще больший риск для здоровья. Они могут привести к:
- расстройству желудка;
- повышенному кровяному давлению;
- увеличению частоты сердечных сокращений.
После недолгой работы с бензопилой, вам может потребоваться как минимум 18-часовой перерыв для восстановления слуха.
Технические характеристики и описание
В данном пункте вы сможете ознакомиться с каждой моделью в отдельности, и для себя определить, какая именно вам больше всего подходит. Итак, приступим.
Мощность пилы «Дружба – 2»
Данная модель укомплектована двигателем, который работает на бензине и двухтактным двигателем. Обладает она достаточно высокой мощностью, которая составляет около 2,2 кВт, благодаря чему вращательная скорость достигает 8700 оборотов в минуту (что в два раза меньше чем у бензопилы Урал). Именно эта особенность позволяет производить высокого уровня производительность за достаточно короткий временной диапазон.
Более того она является новинкой которая обладает высочайшим качеством и прекрасной сборкой. Сама модель имеет достаточно презентабельный вид, так как выполнена по последним современным наработкам производителя. К тому же ее владелец сможет насладиться специально разработанными возможностями, которые ранее не применялись в иных моделях. Это преимущество способствует высокой балансировке бензопилы.
Бензопила дружба 2
Если говорить о внешних наработках, то можно с полной уверенностью сказать что в эксплуатации она очень удобная, благодаря встроенной в ее дизайн рукоятке с великолепным захватом. Функциональность пилы разработана таким образом, что вы не сможете обжечься об работающий горячий двигатель, что имеет место у большинства других бензопил иных производителей, так как во время эксплуатации он самолично охлаждается.
Корпус изготовлен из высококачественного материала, на который не действует повышение температуры воздуха, а также он не меняет своих характеристик на протяжении многих лет, поэтому бензопила данной модели десятки лет будет выглядеть прекрасно. Более того абсолютно все внутренние запчасти и детали надежно спрятаны внутри инструмента, тем самым они защищены от коррозии и внешнего воздействия.
Немаловажным является так же то, что данная модель оснащена цепным механическим тормозом, основная цель которого защитить вас от случайного отброса цепи. Так как он за секунды способен остановить работу техники. Тем самым оберегая вас от несчастных случаев.
Бензопила дружба 2 м прекрасно подойдет вам для работ на дачном участке, так как с ее помощью вы с легкостью справитесь с распилкой и заготовкой дров, с сухими ветками сучками на деревьях, а также с небольшого диаметра деревьями.
Так же стоит отметить, что оснащена она амортизаторами из резины, благодаря которым максимально снижается вибрационная отдача и различные колебания. Данная модель является настоящей находкой для дачников, фермеров, людей занимающихся профессиональной деятельностью касающейся работы с пилой.
Бензопила «Дружба – 4» – инструкция по эксплуатации
Данная модель предназначена для качественного и скоростного процесса распилки деревянных материалов. Обладает такого рода бензопила усовершенствованным и новейшим современным дизайном.
Более того она достаточно мощная и при этом ее вес относительно не высокий. Так же модель располагает системой быстрого и легкого старта, системой быстрой остановки цепи и заглушения вибраций. Так же в комплекте для вас и вашей безопасности находятся очки и перчатки.
Бензопила дружба 4
Бензопила располагает великолепным весовым распределением, благодаря чему работа с ней становится настоящим удовольствием, так как она эффективна и удобна. Благодаря особенности мгновенной остановки цепи инструмент не сможет случайно поранить вас или окружающих вас людей.
Так же модель располагает своеобразным приводом, выходящим из двигателя (бензинового) с ручной системой начала работы. А благодаря антивибрационной возможности вы сможете комфортно работать с пилой.
Технические характеристики | Бензопила «Дружба – 2» | Бензопила «Дружба – 4» |
Класс бензопилы | Бытовая | Бытовая |
Тип двигателя | Двухтактный бензиновый | Двухтактный бензиновый |
Длина шины | 45 см | 45 см |
Рабочий объем | 45 см. куб | 45 см. куб |
Мощность двигателя | 2,1 кВт | 2,6 кВт |
Шаг цепи | 1,5/0,325 дюйм | 1,5/0,325 дюйм |
Тип топлива | Бензин (А-92) + масло для двухтактных двигателей | Бензин (А-92) + масло для двухтактных двигателей |
Тип запуска | Ручной | Ручной Объем топливн. бака:520 мл |
Размер масляного бака | 260 мл | 260 мл |
Объем топливного бака | 550 мл | 550 мл |
Смазка цепи | Автоматическая | Автоматическая |
Масса | 4,5 кг | 4,5 кг |
Гарантия | 12 месяцев | 12 месяцев |