Упругая втулочно-пальцевая муфта

1 Основные параметры, габаритные и присоединительные размеры муфт должны соответствовать указанным на рисунках 1, 2 и в таблице 1.

Рисунок 1

1 – полумуфта; 2 – палец; 3 – втулка распорная; 4 – втулка упругаяРисунок 2

Таблица 1

Размеры, мм

Номи-нальный крутящиймомент, Н·м

H8

H9

H8

H9

,не более

, не более,для исполнений

, 14,

для исполнений

Частота вращения, не более

Смещение валов, не более

Масса, кг, не более

Ряд 1

Ряд 2

1

2

3

4

1

2

3

4

ради- альное

угло- вое

6,3

9

71

43

43

20

13

147

0,2

1°30′

0,58

10

49

43

49

23

20

16

0,60

11

0,59

16,0

12

75

63

53

63

30

25

20

127

0,70

14

0,68

16

83

59

83

59

40

28

30

18

0,75

31,5

16

90

84

60

84

60

106

1,52

18

1,40

19

1,38

63,0

20

100

104

76

104

76

50

36

38

24

95

2,02

22

2,04

24

1,96

125,0

25

120

125

89

125

89

60

42

44

26

77

0,3

3,97

28

4,13

30

165

121

165

121

80

58

60

38

4,37

250,0

32

140

63

1°00′

5,91

35

6,21

36

6,25

38

6,28

40

225

169

225

169

110

82

85

56

6,63

42

6,86

45

6,80

500,0

40

170

60

11,75

42

12,10

45

12,60

710,0

45

190

226

170

226

170

110

82

85

56

50

0,4

14,31

48

14,70

50

15,21

55

15,34

56

15,22

1000,0

50

220

18,87

55

48

19,91

56

19,75

60

286

216

286

216

140

105

107

72

21,93

63

26,09

65

28,65

70

29,81

2000,0

63

250

288

218

288

218

140

105

107

72

38

31,98

65

31,64

70

34,65

71

34,48

75

35,06

80

348

268

348

268

170

130

135

95

36,07

85

38,45

90

40,03

4000,0

80

320

350

270

350

270

30

0,5

0°30′

66,71

85

69,01

90

71,61

95

74,11

8000,0

100

400

432

342

432

342

210

165

170

125

24

0,5

132,68

110

140,88

120

145,58

125

142,98

1600,0

120

500

435

345

435

345

19

0,6

237,81

125

234,61

130

515

415

515

415

250

200

205

155

264,31

140

264,61

150

356,31

160

615

495

615

495

300

240

245

185

308,11

Примечание – Ряд 1 является предпочтительным.

2 Полумуфты должны изготавливаться следующих исполнений:

1 – с цилиндрическими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12080;

2 – с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;

3 – с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081;

4 – с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081.

Примечание – Допускается уменьшать длину посадочной части полумуфт в соответствии с ГОСТ 12080.

3 Полумуфты должны изготавливаться из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412. Допускается изготовление полумуфт из других материалов с механическими свойствами не хуже, чем у чугуна марки СЧ20.

4 Антикоррозийные покрытия полумуфт в зависимости от условий эксплуатации муфт – по ГОСТ 9.301, ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.

5 Материал пальцев – сталь с механическими свойствами не хуже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.

6 Материал распорных втулок – сталь марки Ст3 по ГОСТ 380*. Допускается изготовление втулок из неметаллических материалов, обеспечивающих необходимую механическую прочность.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 380-2005. – .

7 Упругие втулки должны изготавливаться из резин со следующими физико-механическими свойствами:

предел прочности при разрыве, МПа, не менее

8

относительное удлинение при разрыве, определяемое по ГОСТ 270, %, не менее

300

относительное остаточное удлинение, определяемое по ГОСТ 270, %, не более

24

твердость, определяемая по ГОСТ 263, условных единиц, в пределах

60-75

истирание (по Грассели), м/ (Вт·с), не более

2,8 х 10.

Общие технические требования на упругие втулки для муфт, предназначенных для эксплуатации в условиях тропического климата, должны соответствовать ГОСТ 15152.

Допускается замена упругих втулок набором колец с наружным и внутренним диаметрами, равными диаметрам втулки.

8 Размеры шпоночных пазов и предельные отклонения – по ГОСТ 23360 для исполнений 1, 3 и ГОСТ 10748 для исполнений 2, 4.

Ширина шпоночных пазов для полумуфт исполнений 3, 4 – по ГОСТ 12081.

9 Допуски углов конусов отверстий – по 9 степени точности по ГОСТ 8908.

10 Допускается сочетание полумуфт разных исполнений с различными диаметрами посадочных отверстий в пределах одного номинального крутящего момента.

11 По заказу потребителя допускается посадочное отверстие в одной из полумуфт выполнять меньшего диаметра, установленного для других номинальных крутящих моментов.

12 Пример условного обозначения упругой втулочно-пальцевой муфты с номинальным крутящим моментом 250 H·м, диаметром посадочного отверстия =40 мм, исполнения 1, климатического исполнения У и категории 3:

Муфта упругая втулочно-пальцевая 250-40-1 У3 ГОСТ 21424-93

То же с номинальным крутящим моментом 250 Н·м, одна из полумуфт диаметром =32 мм, исполнения 1, другая – диаметром =40 мм, исполнения 4, климатического исполнения Т и категории 2:

Муфта упругая втулочно-пальцевая 250-32-1-40-4 Т2 ГОСТ 21424-93

Примечание – В обозначении муфты после значения номинального крутящего момента указывают обозначение полумуфты с отверстиями для крепления пальцев.

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: ИПК Издательство стандартов, 2002

Фрикционная муфта (Фрикционный вал) главного привода радиально-сверлильного станка 2М55

Фрикционная муфта главного привода радиально-сверлильного станка 2м55 находится в сверлильной головке и плавно переключает вращение шпинделя на прямое или обратное.

Управление муфтой осуществляется гидравлическим цилиндром.

Расположение фрикционной муфты в сверлильной головке станка 2м55

Сверлильная головка радиально-сверлильного станка 2м55

Расположение фрикционной муфты в сверлильной головке станка 2м55

В цепи привода шпинделя между главным электродвигателем и коробкой скоростей расположена фрикционная муфта, которая предназначена для плавного пуска привода, реверсирования шпинделя, а также для предохранения элементов привода от перегрузки. Муфта является, кроме того, важным звеном системы преселективного управления переключением чисел оборотов и подач. Узел фрикционной муфты состоит из двух муфт — верхней, обеспечивающей прямое вращение шпинделя, и нижней — для вращения шпинделя в обратном направлении. Обе муфты собраны на Одном валу 25.

Вращение от двигателя через зубчатую муфту сообщается шестерне 5. Шестерня 5 находится в постоянном зацеплении с шестерней 6, сидящей на валу 25 фрикционной муфты. Опоры шестерни 5 размещены в отдельном корпусе 7. В этом же корпусе выполнена расточив под опору шестерни 6. Такая конструкция позволяет жестко выдерживать технические условия зацепления этой скоростной передачи. Наличие зубчатой муфты позволяет частично компенсировать неточность вращения вала двигателя относительно его посадочных мест, что способствует снижению шума работающей головки.

На шлицах вала 25 укреплены упорные шайбы 12 и 21 и ведущие элементы муфты 11 и 20, которые несут на себе ведущие диски. Особая конструкция элементов 11 и 20, а также ведущих дисков позволяет выдерживать в нейтральном положении муфты гарантированный зазор между каждой парой дисков.

Между ведущими дисками размещаются ведомые, имеющие специальные выступы, которые заходят в пазы ведомых чашек 13 и 23. Ведомые диски так же, как и ведущие, выполнены из закаленной легированной стали и шлифованы. Верхняя ведомая чашка 13 несет па себе шестерни 9 и 10, а нижняя ведомая чашка 23, являющаяся одновременно тормозным барабаном, неподвижно связана с шестерней обратного вращения 24.

На валу 25 перемещается нажимной элемент с чашками 14 и 17. При движении нажимного элемента вверх ведущие и ведомые диски сжимаются между чашками 12 и 14, вследствие чего ведомая чашка с шестернями 9 и 10 начинает вращаться со скоростью ведущего элемента. При движении, нажимного элемента вниз сжимаются диски между чашками 17 и 21 — шестерня 24 получает вращение со скоростью ведущего элемента.

Нажимной элемент приводится в движение вилкой гидроцилиндра через шарикоподшипник со сферической обоймой 16, которая служит для компенсации перекосов.

Вокруг чашек 13 и 23 установлены рубашки 15 и 19, которые создают масляную ванну для более благоприятной работы фрикционных дисков.

Чашку 23 охватывает разрезное тормозное кольцо 22 с капроновым вкладышем. Эффект торможения достигается за счет пружины 34, стягивающей тормозное кольцо. Растормаживание происходит гидравлически при поступлении масла в полость цилиндра тормоза. Управление тормозом и муфтой сблокировано таким образом, что в нейтральном положении муфты чашка 23 затормаживается, а в рабочем (включена верхняя либо нижняя муфта) чашка 23 расторможена.

Под фрикционной муфтой размещен гидронасос 27 сверлильной головки, получающий вращение от вала 25 через муфту 26.

Сверлильная головка радиально-сверлильного станка 2м55

Свойства МУВП

Данный вид эластичных муфт обладает высокой амортизирующей и отличной электроизоляционной способностями,они просты в изготовлении, недороги, надежны в работе и кроме этого:

  • Демпфируют сильные толчки и удары за счет накопления потенциальной энергии. Кинетическая энергия удара при этом частично расходуется в тепло, частично уходит в потенциальную энергию деформации;
  • Служат для защиты от высокочастотных резонирующих колебаний кручения, возникающих в оборудовании вследствие несоосности валов при вращении;
  • Имеют высокий параметр энергоемкости, так какони способны накапливать и отдавать энергию.

Наше предприятие имеет полный производственный цикл муфт МУВП и это позволяет сократить до минимума затраты на производство, поэтому сотрудничество снами экономически целесообразно для любогозаказчика.

Условия эксплуатации:

— работа длительная до 24 ч. в сутки или с периодическими остановками;

— частота вращения не более величины, указанной в таблице технических характеристик;

— вращение в любую сторону;

— климатические исполнения — У1, У2, УЗ, УХЛ-4, Т1, Т2, ТЗ и О4 по ГОСТ 15150.

Условные обозначения:

Ткр — номинальный крутящий момент, Н х м

d — диаметры посадочных отверстий втулок или отверстий втулок и фланцевых полумуфт

Исп — исполнения втулок:

1 — с цилиндрическим отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12080;

2 — с цилиндрическим отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;

3 — с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081;

4 — с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081.

Технические характеристики муфт МУВП

Номер муфты

Номинальный крутящий моментТкр, Нxм

dH8

d1H9

dH8

d1H9

D, не более

L, не более, для исполнений

l, h14, не более, для исполнений

Частота вращения, с-1,не более

Масса, кг

Ряд 1

Ряд 2

1

2

3

4

1

2

3

4

МУВП-1

6,3

9

71

43

43

20

13

147

0,58

10

49

43

49

23

20

16

0,60

11

0,59

МУВП-2

16,0

12

75

63

53

63

30

25

20

127

0,70

14

0,68

16

83

59

83

59

40

28

30

18

0,75

МУВП-3

31,5

16

90

84

60

84

60

106

1,52

18

1,40

19

1,38

МУВП-4

63,0

20

100

104

76

104

76

50

36

38

24

95

2,02

22

2,04

24

1,96

МУВП-5

125,0

25

120

125

89

125

89

60

42

44

26

77

3,97

28

4,13

30

165

121

165

121

80

58

60

38

4,37

МУВП-6

250,0

32

140

63

5,91

35

6,21

36

6,25

38

6,28

40

225

169

225

169

110

82

85

56

63

6,63

42

6,86

45

6,80

МУВП-7

500,0

40

170

60

11,75

42

12,10

45

12,60

МУВП-8

710,0

45

190

226

170

226

170

110

82

85

56

50

14,31

48

14,70

50

15,21

55

15,34

56

15,22

МУВП-9

1000,0

50

220

18,87

55

48

19,91

56

19,75

60

286

216

286

216

140

105

107

72

21,93

63

26,09

65

28,65

70

29,81

МУВП-10

2000,0

63

250

288

218

288

218

140

105

107

72

38

31,98

65

31,64

70

34,65

71

34,48

75

35,06

80

348

268

348

268

170

130

135

95

36,07

85

38,45

90

40,03

МУВП-11

4000,0

80

320

350

270

350

270

30

66,71

85

69,01

90

71,61

95

74,11

МУВП-12

8000,0

100

400

432

342

432

342

210

165

170

125

24

132,68

110

140,88

120

145,58

125

142,98

МУВП-13

16000,0

120

500

435

345

435

345

19

237,81

125

234,61

130

515

415

515

415

250

200

205

155

264,31

140

264,61

150

356,31

180

615

495

615

495

300

240

245

185

308,11

Пример обозначения : Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП — 7 — 500 — 40 — 1 — 45 — 4 У3:

муфта упругая втулочно-пальцевая с номинальным крутящим моментом 500 Н х м, одна втулка с диаметром посадочного отверстия 40 мм, исполнения 1, другая — диаметром 45 мм, исполнения 4, климатическим исполнением У и категорией размещения 3.

Вниманию покупателей! По заявкам потребителей изготавливаем специальные зубчатые муфты с диаметрами, отличными от стандартных. Также изготавливаем муфты МУВП совмещенные с тормозными барабанами.

Расчёт муфт

Работоспособность МУВП определяется прочностью пальцев и резиновых втулок. Проверочный расчёт резиновых втулок выполняют по условиям ограничения давления на поверхности их контакта с пальцами, а самих пальцев — по условиям прочности на изгиб.

Нагрузку, приходящуюся на один палец, определяют по формуле

Fп = 2Mр/(D•z),

где D — диаметр окружности, по которой расположены пальцы;

z — количество пальцев в муфте (обычно принимают z = 4…8).

Условие прочности втулок муфты:

p = Fп /(dп•lв) ≤ .

Условие прочности пальцев на изгиб:

σ = M/W = 32Fп(0,5 lв + с)/(πdп3) ≤ .

В этих уравнениях:

dп — диаметр пальца;
lв — длина втулки;
с — осевой зазор между полумуфтами.

Допустимое давление для резины принимают = (2,0…2,5) МПа, а допустимое напряжение изгиба для пальцев = (60…70) МПа. Если МУВП работает в условиях радиального смещения валов, то возникает добавочная радиальная нагрузка на валы. Усреднённое значение этой нагрузки можно определить по соотношениюFm = (0,5…0,6)Mр/D.

Работа МУВП сопровождается потерями энергии, которые можно оценить КПД =0,96…0,98.

Основные параметры и размеры

Расчет зубчатой муфты выполняется в соответствии с тем, каких результатов нужно достигнуть в случае создания механизма. Встречаются следующие варианты этой детали:

  1. С промежуточным элементом.
  2. С разъемной обоймой.
  3. Не разъемной обоймой.

Рассматривая зубчатая муфта чертеж уделяется внимание также тому, каких видов изготавливается втулка. Наибольшее распространение получили следующие варианты исполнения:

  1. С отверстием цилиндрического типа при коротком конце вала.
  2. С отверстием конической формы для короткого вала.

Некоторые производители также изготавливают рассматриваемую деталь под заказ для других форму валов. Именно поэтому не возникает трудностей с подбором наиболее подходящего варианта исполнения. Размеры ГОСТ стандартизированы, что существенно упрощает поставленную задачу по выбору наиболее подходящей зубчатой муфты.

Основными параметрами, которые указываются в технической документации, считаются следующие:

Номинальный крутящий момент

Эта характеристика считается наиболее важной, она указывается для всех вариантов исполнения, так как она определяет возможность эксплуатации зубчатой муфты в тех или иных условиях. Расчет показателя проводится исключительно с учетом постоянной эксплуатации под высокой нагрузкой.
Диаметральные размеры также являются определяющими

Они могут варьировать в достаточно большом диапазоне, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант исполнения. При изготовлении учитывается то, насколько размеры могут отклоняться от установленных значений, после закалки ТВЧ он составляет 0,03 мм.
Линейные размеры учитываются при проведении самых различных расчетов. Они указываются в нормативной документации.
Частота вращения вала считается определяющей характеристикой. Все механизмы и устройства создаются с учетом допустимой частоты вращения.
При расчетах учитывается динамический момент.
Указывается масса всех зубчатых муфт. Она может зависеть от размеров, а также типа применяемого материала при изготовлении.

Все приведенные выше параметры можно встретить в специальных таблицах, что существенно упрощает задачу по выбору наиболее подходящей зубчатой муфты.

Преимущества сотрудничества с НТЦ «Редуктор»

  • Наша компания обладает собственным оборудованием для изготовления высокоточных деталей и узлов. Поэтому предлагает муфты МУВП, цена которых значительно ниже аналогов.

  • Использование современных технологий по обработке металла и применению рекомендованных ГОСТ материалов делает нашу продукцию конкурентной на рынке.

  • Квалифицированные специалисты окажут помощь в выборе оптимальных деталей и узлов под решение определенных задач.

  • Доставки по Украине сделают наше сотрудничество простым и удобным.

Звоните и оставляйте сообщения. Компания НТЦ «Редуктор» обеспечит своих партнеров качественными узлами и агрегатами по выгодным ценам.

ВНИМАНИЮ ЗАКАЗЧИКОВ!

Если необходимая для Вас информация об оборудовании не найдена на сайте НТЦ «Редуктор», просьба обращаться за консультацией к маркетологу предприятия по телефонам:(44) 371-17-82, (44) 371-17-92, (44) 581-14-98, (44) 581-14-99.

Преимущества МУВП

У упругой втулочно-пальцевой муфты есть довольно большое количества преимуществ, которые должны учитываться. Примером можно назвать нижеприведенные моменты:

  1. На момент ее эксплуатации не требуется проводить обслуживание и смазку. Именно поэтому проблем практически не возникает.
  2. Конструктивный элемент, представленный резиновым пальцем, может прослужить в течение года без сильного износа. При этом замена подобного элемента проводится без разбора конструкции, что делает обслуживание простым.
  3. Резиновые пальцы применяются без металлического сердечника. Этот момент определяет высокую надежность изделия.
  4. Упругая втулочно-пальцевая муфта оказывает минимальную нагрузку на устанавливаемые валы и подшипники. При этом сильный износ не становится причиной сильного дисбаланса.
  5. Характеризуется достаточно высоким параметром энергоемкости. Это связано с возможностью накапливания и распространения энергии.
  6. Высокая степень защиты от высокочастотных резонирующих колебаний кручения, которые возникают в оборудовании при вращении валов.
  7. Удары и демпфирующие толчки могут гасится за счет накопления потенциальной энергии. При кинетическая часто расходуется на тепло.

Именно эти моменты определили широкое распространение упругой втулочно-пальцевой муфты. Сегодня она устанавливается на многих ответственных механизмах, которые могут работать под большой нагрузкой.

В заключение отметим, что выбор должен проводится исключительно с учетом условий эксплуатации основного механизма. Неправильная упругая втулочно-пальцевая муфта может стать причиной серьезного повреждения конструкции, так как она перегревается и быстро изнашивается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сцепные муфты

В приводных устройствах, часто включаемых и выключаемых, с переменным режимом работы, например в трансмиссиях тракторов и автомобилей, в передачах к металлообрабатывающим станкам, конвейерам, транспортерам и другим машинам, устанавливают управляемые сцепные муфты. Их конструктивное оформление отличается большим разнообразием, но применяют главным образом муфты сцепные кулачковые и фрикционные.

2.1. Кулачковые сцепные муфты

Наиболее простая конструкция муфты с прямоугольным профилем кулачков показана на рис. 8, а; соотношение размеров ее таково: наружный диаметр D ≈ 2,5d; длина ступицы неподвижной полумуфты l 1 ≈ 1,5d, то же подвижной l2 ≈ (2…2,5)d; осевой зазор е ≈ 5…10 мм; число кулачков z=3…5; высота кулачка h ≈ (0,3…0,5)d. Полумуфты должны строго центрироваться на валах, для точности расположения которых служит втулка в одной из полумуфт.

Эти муфты применяют для передачи значительных моментов, включение их возможно лишь при весьма малой относительной угловой скорости (порядка 1 рад/с) или же лучше при полной остановке механизма.

Муфты с треугольными и трапецеидальными кулачками допускают включение на ходу при разности окружных скоростей на среднем диаметре до 0,8 м/с:

  • треугольный профиль с углом α=30…40° пригоден для легких передач с небольшим значением Тном, так как при значительных нагрузках кулачки сминаются и изнашиваются за сравнительно короткий срок; число кулачков z≤60, что обеспечивает плавность включения;
  • трапецеидальный профиль считают оптимальным для средненагруженных муфт; угол α ≈ 3…10°, число кулачковz=5…12, высота кулачка h ≈ 0,1Dc; ширина кулачка в радиальном направлении b~(1,5…2)h.

На рис. 8, б представлены профили кулачков. Твердость рабочих поверхностей 50…60 HRC.

Рис. 8. Муфта сцепная (а) и применяемые формы кулачков (б)

2.2. Фрикционные сцепные муфты

Фрикционные муфты обеспечивают плавное безударное включение, так как в момент включения нагрузка возрастает с ростом тормозящего эффекта между дисками. Муфта передает вращающий момент за счет сил трения, создаваемых на трущихся поверхностях сцепляющихся звеньев муфты. Давление на трущиеся детали создается с помощью механизмов включения различного вида, которыми можно управлять режимом работы муфты. Наибольшее распространение получили пружинно-рычажные механизмы; для дистанционного управления муфтой удобны гидравлические, пневматические или электромагнитные устройства. Муфты работают как со смазкой, так и без нее.

Дисковая муфта с одной парой поверхностей трения (рис. 9) приводится в рабочее положение прижимной силой Fпp.

При малых вращающих моментах, передаваемых муфтой, оба диска изготовляют из металла; при больших моментах один из дисков облицовывают фрикционным материалом, что позволяет увеличить трение рабочих поверхностей и, следовательно, уменьшить силу прижатия Fпp.

Рис. 9. Фрикционная сцепная муфта

Многодисковая муфта. Для уменьшения силы Fпp и габаритных размеров муфты применяют конструкции не с одной, а со многими парами поверхностей трения – многодисковые муфты (рис. 10).

Рис. 10. Многодисковая муфта

В этих муфтах имеются две группы дисков: внутренние 2 и наружные 3. Наружные диски с D1 соединены с полумуфтой 1, а внутренние c D – с полумуфтой 5 посредством подвижного шлицевого соединения. Правый крайний внутренний диск опирается на регулировочные гайки 4; на левый крайний диск действуют силы нажатия от механизма управления. При этом сила нажатия будет передаваться на все поверхности трения.

Число ведущих дисков выбирают не более 11, так как действие прижимной силы Fпp на последние диски постепенно уменьшается вследствие трения выступов дисков в пазах полумуфт. Толщину стальных дисков принимают 1,5…2,5 мм для муфт со смазкой и 2,5…5 мм – для муфт без смазки. Зазор между дисками выключенной муфты – от 0,2 до 1 мм в зависимости от материала поверхностей трения. Все диски в муфте должны быть параллельными и соосными во избежание их местного повышенного изнашивания и нагрева.

Фрикционные сцепные муфты по форме рабочей поверхности могут быть конусные (рис. 11, а), цилиндрические с пневматическими или гидравлическими шинами (рис. 11, б), колодочные и ленточные, порошковые электромагнитные – когда между полумуфтами в корпусе помещается железный порошок. В зависимости от степени намагничивания порошка в муфте изменяется передаваемый крутящий момент.

Рис. 11. Фрикционные сцепные муфты

Угол α конусной части муфты, соединяющей полумуфты во избежание заклинивания, должен быть больше угла трения ; для чугунных муфт обычно принимают α=8…15°.

Расчет муфт

При проектировании должны учитываться самые различные параметры. Наиболее важными можно назвать следующее:

Диаметр посадочного отверстия упругой втулки. При расчетах могут использоваться исключительно стандартные показатели, которые можно взять с технической литературы. Номинальный крутящий момент

Этот параметр свойственен самым различным устройствам, который считается вводным при проведении расчетов. При изготовлении учитывается, что деталь может применяться для фиксации длинного или короткого концевого вала с цилиндрическими и коническими поверхностями

При проектировании уделяется внимание свойствам материала, который применяется в качестве основного при изготовлении детали

Сегодня разработкой занимаются исключительно инженеры, которые имеют большой опыт работы.

Обгонные и центробежные муфты

Обгонные муфты, или муфты свободного хода, автоматически сцепляют и расцепляют валы в зависимости от соотношения угловых скоростей валов. Если скорость ведущего вала больше скорости ведомого вала, то муфта сцепляет валы. При меньшей скорости ведущего вала муфта расцепляет валы, не препятствуя ведомому валу свободно обгонять ведущий вал, откуда и происходит наименование муфт. Муфты свободного хода широко применяются в велосипедах, мотоциклах, коробках передач автомобилей, металлорежущих станках и других машинах.

По способу сцепления полумуфт различают храповые и фрикционные обгонные муфты. Наиболее распространены фрикционные обгонные муфты с роликами, так как у них почти полностью отсутствует мертвый ход и работают они бесшумно.

Обгонная фрикционная муфта с роликами (рис. 12) состоит из двух полумуфт – звездочки 1 и обоймы 2 – и роликов 3, расположенных в сужающихся в одном направлении пазах между звездочкой и обоймой.

Рис. 12. Обгонная фрикционная муфта с роликами

Каждый ролик отжимается пружиной 4 в сужающуюся часть паза. Если ведущая полумуфта – звездочка, то сцепление валов может происходить только при вращении ее по часовой стрелке, а если ведущая полумуфта – обойма, то сцепление валов может произойти при вращении ее против часовой стрелки. При указанном вращении ведущей полумуфты каждый ролик закатывается в сужающуюся часть паза и заклинивается между полумуфтами, в результате чего и происходит сцепление полумуфт и соединение валов. При обратном вращении ведущей полумуфты ролики выкатываются в более широкую часть пазов и полумуфты расцепляются. Полумуфты и ролики при передаче больших нагрузок изготовляют из стали ШХ15 с термообработкой 58…60 HRC, а при небольших нагрузках – из сталей 20Х и 40Х с термообработкой 50…54 HRC.

Диаметр и длину ролика можно выбрать по следующим соотношениям: dp ≈ 0,125D; l=1,5d, где D – диаметр рабочей поверхности обоймы.

Муфты свободного хода применяют для валов диаметром 10…90 мм, число роликов 3…5, диаметр рабочей поверхности обоймы 32…200 мм, момент, передаваемый муфтой, – 0,25…7,7 Н•м.

Центробежные муфты по способу сцепления полумуфт представляют собой фрикционные муфты, в которых в отличие от фрикционных управляемых муфт сцепления полумуфты сцепляются или расцепляются автоматически с помощью специальных грузов, находящихся под действием центробежных сил и пружин. При достижении ведущим валом определенной угловой скорости центробежные силы, действующие на грузы, связанные с одной из полумуфт, преодолевают силы пружин и прижимают (или отжимают) эти грузы к другой полумуфте, в результате чего полумуфты и соединяемые ими валы сцепляются (или расцепляются).

По устройству центробежные муфты представляют собой фрикционные муфты, у которых механизмом управления служат грузы-колодки 1 (рис. 13), находящиеся под действием центробежных сил. При достижении ведущим валом заданной угловой скорости центробежные силы, действуя на грузы, производят включение муфты. Передача вращающего момента осуществляется силой трения, пропорциональной квадрату угловой скорости.

Рис. 13. Центробежная колодочная муфта

В современном машиностроении применяются конструкции центробежных муфт, которые служат для разгона механизмов с большими маховыми массами при двигателе с малым пусковым моментом, для повышения плавности пуска, для предотвращения разноса машины и т. п. Размеры муфт принимают конструктивно. Рабочие поверхности трения грузов проверяют на износостойкость аналогично фрикционным муфтам.

/,»и,

ЛЛ» ИСПОЛНЕНИЙ

Чесш вращения Г1, не бои

Смешение валов, НЕ боЛЕЕ

ради-

ИЛЬНОЕ

УГЛО

ВОЕ

Масса, «г, Ktte

250.0

500.0

710.0

40

45

40

45

45

50

50

50

50

03

03

42

140

03

225

100

225

100

82

85

56

42

00

100

55

220

170

220

170

82

$5

50

55

00

220

05

280

210

280

210

140

105

107

72

70

в

70

250

218

21$

140

105

107

72

38

0,4

0,03

11,75

12,10

2,60

14.31

14.70

15.21

15,34

15.22

19,91

19,75

21,93

26,09

28,65

29,81

31,98

3164

34,65

ев

Октаниткцы 1

Номи

нальный

i

6

К!

1

Н8

i\

Н)

А

L, не более, для исполнений

(414,

m мощений

Частот

праще-

Смешение валов, не более

Масса, кг,

(футяшии

момент,

Н’М

Ряд 1

Ряд2

не

более

1

2

3

4

1

2

3

4

* I

НИЯ.С , не более

ради

альное

угло

вое

не более

71

ф

34,4!

75

35,06

2000,о

80

250

208

348

2(8

38

0,4

Г00′

36,07

85

348

38,45

90

40,03

80

170

130

135

95

(6,71

40000

85

320

350

270

350

270

30

0,5

69,01

tWvjV

90

71,61

95

74,11

1

Ф

132,68

8000 0

ПО

400

9)2

342

432

342

24

0,5

ОТО*

140,88

OvWjV

120

“W

210

105

170

125

145,58

Ш

ф

кв

142,98

120

435

345

43!

345

Щ1

ш

234,61

16000,0

130

500

515

415

515

415

250

200

205

155

19

0,6

264,31

но

#

264,61

150

356,31

100

(15

495

015

495

300

240

245

185

308,11

Примечание-Ряд! является предпочтительным.

€45-

3 Полумуфты должны изготавливаться из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412. Допускается изготовление полумуфт из других материалов с механическими свойствами не хуже, чем у чугуна марки СЧ20.

4 Антикоррозийные покрытия полумуфт в зависимости от условий эксплуатации муфт — по ГОСТ 9.301, ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.

5 Материал пальцев — сталь с механическими свойствами не хуже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.

6 Материал распорных втулок — сталь марки СтЗ по ГОСТ 380. Допускается изготовление втулок из неметаллических материалов, обеспечивающих необходимую механическую прочность.

7 Упругие втулки должны изготавливаться из резин со следующими физико-механическими свойствами:

предел прочности при разрыве, МПа, не менее 8

относительное удлинение при разрыве, определяемое по ГОСТ 270, %, не менее 300

относительное остаточное удлинение, определяемое по ГОСТ 270, %, не более 24

твердость, определяемая по ГОСТ 263,

условных единиц, в пределах 60—75

истирание (по Грассели), м3/(Вт * с), не более 2,8 х 10—10

Общие технические требования на упругие втулки для муфт, предназначенных для эксплуатации в условиях тропического климата, должны соответствовать ГОСТ 15152.

Допускается замена упругих втулок набором колец с наружным и внутренним диаметрами, равными диаметрам втулки.

8 Размеры шпоночных пазов и предельные отклонения — по ГОСТ 23360 для исполнений 1, 3 и ГОСТ 10748 для исполнений 2, 4.

Ширина шпоночных пазов для полумуфт исполнений 3, 4 — по ГОСТ 12081.

9 Допуски углов конусов отверстий — по 9 степени точности по ГОСТ 8908.

10 Допускается сочетание полумуфт разных исполнений с различными диаметрами посадочных отверстий в пределах одного номинального крутящего момента.

11 По заказу потребителя допускается посадочное отверстие в одной из полумуфт выполнять меньшего диаметра, установленного для других номинальных крутящих моментов.

12 Пример условного обозначения упругой втулочно-пальцевой муфты с номинальным крутящим моментом 250 Н • м, диаметром посадочного отверстия d = 40 мм, исполнения 1, климатического исполнения У и категории 3:

Муфта упругая втулочно-пальцевая 250—40—1 УЗ ГОСТ 21424—93

То же с номинальным крутящим моментом 250 Н м, одна из полумуфт диаметром d = 32 мм, исполнения 1, другая — диаметром d — 40 мм, исполнения 4, климатического исполнения Т и категории 2:

Муфта упругая втулочно-пальцевая 250—32—1—40—4 Т2 ГОСТ

21424—93

Примечание — В обозначении муфты после значения номинального крутящего момента указывают обозначение полумуфты с отверстиями для крепления пальцев.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка 1

Номер пункта

! ГОСТ 9.301—86

4

ГОСТ 9.303—84 ; 4

ГОСТ 9.306—85

4

ГОСТ 263—75

7

ГОСТ 270—75 1 7

ГОСТ 380—88

в

ГОСТ 1050—88

5

ГОСТ 1412—85

3

ГОСТ 8908—81

9

ГОСТ 10748-79

8

ГОСТ 12080-66

2

ГОСТ 12081-72

2, 8

ГОСТ 15150-69

Вводная часть

ГОСТ 15152—69

7

ГОСТ 23360-78

8

УДК 621.825.7:006.354 ОКС 21.060.60 Г15 ОКП 41 7119

Ключевые слова: муфта упругая втулочно-пальцевая, параметр, размер

Редактор АЛ. Владимиров Технический редактор Л.А. Кузнецова Корректор В. И. Кануркина Компьютерная верстка В. И. Грищенко

Иэд. лиц. № 021007 от 10.08.95.Сдано в набор 23.04.96. Подписано в печать 09.07.96. Уел, печ. л. 0,70. Уч.-изд. л. 0,55. Тираж 549 экз. С 3583. Зак. 313.

И ПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Издательстве на ПЭВМ

Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник”

Москва, Лялин пер., 6

Кольца и втулки МУВП

По форме кольца дискообразные. Более высокие у центра, они становятся тоньше к краям. Внутреннее отверстие кольца соответствует диаметру пальца – кольцо должно плотно на него сесть. Наружный диаметр соответствует диаметру отверстия в ответной полумуфте.

Втулка по форме напоминает 3 или 4 кольца, сложенные в стопку и соединенные между собой. Кольца и втулки для МУВП взаимозаменяемы – вместо одной втулки можно использовать несколько колец для получения детали нужной высоты.

Назначение упругих элементов МУВП – соединение валов (передача крутящего момента) между собой или с другими деталями и уменьшение динамических нагрузок на металлические элементы муфты. В основном резиновые втулки защищают пальцы от ударов и поломок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий