Техника резьбы по дереву
Существует множество различных техник, которые можно использовать при резьбе по дереву, и конкретные приемы зависят от вида резьбы. Некоторые распространенные техники включают:
- Вырезание: при помощи ножа медленно удаляются мелкие стружки древесины для создания нужной формы.
- Резьба по стружке: Резьба по стружке предполагает использование острого резца для создания небольших V-образных надрезов в древесине для создания узора или рисунка.
- Рельефная резьба: Рельефная резьба предполагает создание трехмерного рисунка путем вырезания фоновой древесины, оставляя рисунок рельефным.
- Силовая резьба: Силовая резьба предполагает использование ротационного инструмента, например, Dremel, для быстрого вырезания древесины.
Резьба в стиле «Карвинг»
Резьба в стиле «Карвинг» — это техника резьбы по дереву, которая используется для создания декоративных элементов и орнаментов на мебели, столовых приборах, скатертях и других предметах интерьера.
Перед началом работы необходимо выбрать правильный материал для резьбы.
Они легко режутся и обладают гладкой структурой, что упрощает выполнение резьбы.
Выполнение резьбы:
- Нарисуйте на дереве контур элемента, который вы хотите вырезать, с помощью карандаша и линейки.
- Используя резцы, начните вырезать общую форму элемента, двигаясь от центра к краям и создавая глубокие вырезки.
- Затем используйте ножи, чтобы создать более тонкие и глубокие вырезки, которые придают элементу детализацию и сложность.
- Добавьте текстуру на поверхности дерева, используя шила, чтобы создать различные фактуры и узоры.
- При необходимости примените отделку, чтобы защитить и улучшить внешний вид элемента.
Резьба по дереву — это искусство, которое требует определенных навыков, инструментов и терпения. Начинайте с простых элементов и постепенно совершенствуйте свои навыки.
Важно также использовать осторожность и соблюдать меры безопасности, чтобы избежать травм или повреждения инструментов
Технология выполнения ажурной резьбы
Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 41, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.
Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка
Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 41, б)у после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 41, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 41, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 41, д). Готовое изделие лакируют.
На рисунке 42 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.
Рис. 42. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы
Какой купить станок для заточки?
Если позволяют финансы, то идеально — Tormek. Камень на этом станке довольно медленно вращается через водяную ванну, что позволяет эффективно затачивать инструмент без риска сжечь режущую кромку: https://stameskino.ru/shop/CID_101.html На станок устанавливаются многочисленные приспособления для заточки полукруглых стамесок, ножей, топоров и пр. — что особенно удобно для новичков. Дело в том, что основная проблема для новичков — выдержать нужный угол заточки. А здесь эта проблема решается автоматически.
Техника заточки, см. https://rezbaderevo.ru/prakticheskaya-zatochka-stamesok-na-tormek-t-7
Самый экономичный вариант станка — обычный вертикальный станок с 2 камнями (от 200 ватт), который продается в любом магазине инструмента, на строительном рынке. Цена вопроса — от 1500 рублей. Это настоящая рабочая лошадка!
Преимущества такого станка — дешевизна и быстрая скорость заточки (при определенном навыке мастера). В процессе заточки, мастер непрерывно макает лезвие в баночку с водой для охлаждения режущей кромки. Многие профессионалы снимают со станка кожухи и упорные столики (они мешают при заточке «на вису»), см. фото.
Многие мастера снимают со станка один из камней (обычно самый грубый), и устанавливают на его место войлочный круг (см. https://stameskino.ru/shop/CID_99.html). Войлочный круг натирается полировальной пастой и служит для оперативной правки инструмента в процессе резьбы (https://stameskino.ru/shop/CID_99.html). Среди мастеров идут непрерывные споры об использовании войлочного круга. Дело в том, что войлок на вращении, с одной стороны, очень быстро правит режущую кромку, а с другой стороны, постепенно ее «заоваливает». Через несколько правок на войлочном круге стамеска или нож требуют заточки на камне.
Весьма неплохие мини-заточные станочки китайского производства: https://stameskino.ru/shop/UID_1344.html У такого станочка регулируется скорость вращения камня, что позволяет проводить очень тонкую заточку. Недостаток в том, что станочек годится в основном для заточки мелких стамесок. Ножи точить неудобно — камень не выступает за пределы кожуха моторчика.
На этот мини-заточной станок также можно установить войлочный круг.
Внимание! При работе с войлочным кругом на любом вертикальном станке, разверните станок на 180 градусов (к лесу передом, к себе пОпой)! Дело в том, что камни вращаются «на себя», а правку на войлочном круге нужно производить при вращении «от себя». Если забыть про этот момент, можно получить стамеской в глаз…
Применение навыка в интерьере
Из дерева можно вырезать не только фигурки, но и кухонную утварь, предметы мебели, шкатулки, можно создать уникальное декоративное панно. Разнообразие вариантов – бесконечно. Чаще всего резьбой по дереву украшают разделочные доски, шкатулки и коробочки для хранения. Витеватые узоры отлично смотрятся на балясинах лестниц. А за резной мебелью до сих пор охотятся любители антиквариата.
Очень популярны деревянные приборы для кухни – экологично и красиво.
Пройдет много времени, прежде чем вы сможете научиться резьбе по дереву на профессиональном уровне, но даже в процессе обучения вы сможете создавать красивые и полезные работы. А освоив ремесло полностью, вы сможете создавать неповторимый дизайн для любых вещей, привнесете в дом уют, красоту и оригинальность. Это полезное хобби поможет вам раскрыть собственный талант и даже найти дополнительный заработок.
Правила безопасности резчика по дереву
Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе). При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей
Это обезопасит и ускорит процесс работы. Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом. При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками. Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок). Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука. Следует загромождать рабочее место посторонними предметами. Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску). Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками. Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят). При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения)
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним. Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.
И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.
Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).
В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.
Как уберечься от травмы при резьбе по дереву
Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.
Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.
- https://vplate.ru/rezba-po-derevu/geometricheskaya/
- https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
- https://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih
- https://lesoteka.com/obrabotka/geometricheskaya-rezba-po-derevu
- https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
- https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/derevo-dlya-rezby-po-derevu-osobennosti-materialov-i-kakie-porody-drevesiny-luchshe-vybrat.html
- https://Proekt-sam.ru/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
- https://WoodShpala.ru/oborudovanie/geometricheskaya-rezba-po-derevu-razdelochnye-doski.html
- https://domsdelat.ru/plotnikam/geometricheskaya-rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhix-eskizy-uzory.html
- https://www.vseinstrumenti.ru/ruchnoy_instrument/stolyarno-slesarnyi/instrumenty_dlya_rezby_po_derevu/
- https://DrevoGid.com/instrumenty/dlya-rezby.html
- https://wood-petr.ru/dekorativnaya-rezba/tekhnika-bezopasnosti-pri-rezbe-po-derevu.php
Техника резьбы по дереву
Резьба по дереву относится к сложной, но очень интересной технике декорирования изделий, известной с давних времен. Начало работы, как правило, заключается в создании заготовки, а проще говоря, колоды или болванки. Далее выполняют черновую обработку поверхности, в ходе которой ее выравнивают и избавляются от всевозможных дефектов. Затем наступает очередь художественной работы, которую мастер осуществляет при помощи резцов для резьбы по дереву. Технически такой процесс выглядит как выборка части древесины, что позволяет придать заготовке рельеф и объем. Данный этап можно назвать основным, ведь именно от него зависит то, каким будет конечный вид изделия. Финишная обработка декоративного предмета состоит в шлифовке древесины и ее пропитке антисептиками и лакокрасочными изделиями.
Для выполнения ручной работы данного типа могут применяться режущие приборы с различной конфигурацией лезвия. От их качества не меньше, нежели от мастерства столяра, зависит чистота орнамента на древесине, поэтому необходимо следить за тем, чтобы лезвие стамески было прочным, острым и не имело зазубрин. Если бывалые мастера смогут с закрытыми глазами определить тип и качество столярных ножей, то выбор резцов по дереву для начинающих может стать сложной задачей . Тем, кто еще не до конца знаком с особенностями выбора и изготовления резцов, мы предлагаем подробнее ознакомиться с их основными разновидностями и способом применения. Также вы сможете узнать, как сделать резцы по дереву самостоятельно, задав им необходимые размеры и форму.
Выбираем набор стамесок на все случаи жизни
Перед приобретением стамесок, прежде всего, нужно определиться, для чего они нужны. Если это приобретение для одноразовой работы (ремонт окон в квартире), можно купить недорогой набор, который не потребуется несколько ближайших лет. Если резьба по дереву – дело всей жизни, то к выбору инструмента нужно отнестись со всей ответственностью. По способу изготовления стамески бывают кованые, вырубные и штампованные. Кованые имеют полотно толще, что позволяет работать с более твердыми материалами.
Вырубные позволяют выдержать высокую точность при работе с материалами меньшей плотности и твердости. На штампованные стамески необходимо устанавливать упорные шайбы, чтобы ручки не «садились» на хвостовик при ударах киянки. По виду креплений ручек стамески выпускаются с насадными конусами-юбками и с хвостовиками. Варианты с креплением-конусом лучше выдерживают достаточно сильные боковые и ударные нагрузки. Также они лучше противостоят скручиванию и изгибу при выборке отверстий, если их использовать, как рычаг. Имеет значение длина стамески: оптимально – 10-15 см.
При большей длине уменьшается нагрузка, которую может выдержать полотно
Внимание нужно обращать и на ручки. Ручка должна быть гладкой, обтекаемой
На конце должен быть установлен стальной колпачок, который будет предотвращать расплющивание древесины. ГОСТы предусматривают рукоятки из разных пород древесины, но практика показывает, что современные пластмассы служат дольше и выдерживают ударные нагрузки лучше, чем самые твердые породы дерева.
Рельефная резьба
Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы
Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4…5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.
Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура
После перейдем к подготовительному этапу
Как произвести подготовку основы и начать работы
По большей части резьба по древесине для начинающих является довольно трудной работой, которая требует определенных знаний и навыков
Для того, чтобы сделать все правильно, важно уметь использовать необходимые инструменты. Обработку основания начинают с работ по подготовке дерева под резьбу. Для начала требуется его выстрогать, а если фон выполнен из древесины светлого оттенка, то это все делают при помощи рубанка
А для темного композиционного фона заготовку тонируют. Для того, чтобы получить блестящую древесную поверхность лакокрасочным материалом, в таком случае используют черный цвет, а по окончанию просыхания производят полирование политурой
Для начала требуется его выстрогать, а если фон выполнен из древесины светлого оттенка, то это все делают при помощи рубанка. А для темного композиционного фона заготовку тонируют. Для того, чтобы получить блестящую древесную поверхность лакокрасочным материалом, в таком случае используют черный цвет, а по окончанию просыхания производят полирование политурой.
При применение всевозможных красителей, к примеру, туши, темперы, акварели, протравы и остальных похожих красителей, поверхность будет оставаться матовой или ее покрывать светлым лакокрасочным материалом и полируют. Для закрепления заготовку нужно обязательно зажимать в верстаке. Для этого воспользуйтесь зажимами станка или державками (дощечки. Которые будут охватывать и удерживать заготовку). Плоскорельефная резьба по дереву дает возможность выполнять растительные узоры, а также барельеф птицы, животного или человека.
Когда выполняется резьба по поверхности древесины, рисунки требуется выбирать из специализированных журналов, книг или даже альбомов. Для грамотного изготовления орнамента его переносят, используя копирку или кальку.
Лучше для начала использовать прозрачную бумагу, которую требуется расчертить на маленькие квадратики. Их габариты будут зависеть от размера оригинального узора.
На одной из сторон получают 50% изображения, перегибают и получается цельным. На деревянную заготовку его можно переносить любым из имеющихся способов. Главное, чтобы все свободные детали от прорезной резьбы размещались в месте, с необычной текстурой. А при остальных размещают элементы для обрамления, а узорчатые контуры обязательно должны совпадать с волоконным направлением.
Техника выполнения
Главным инструментом является нож, который требуется зажимать в кулаке, при этом лезвием к себе. Придавая определенное усилие, им проводят по орнаменту. По отношению к доске нож расположен чуть под наклоном, и так делают надрезание. После этого требуется сделать подрезку. Для этого требуется держать ножик в том же положении, но рука будет наклонена в иную сторону. Прикладывая усилие, требуется сделать подрезание уже сделанного контура.
Это четко действует для отделения соломки. Она обязательно должна сразу отделиться от заготовки. В противном случае все требуется делать заново, но придется вырезать куда глубже. Для вырезания канавки контурного типа инструмент требуется держать двумя руками
При необходимости ножом важно вырезать и окружности
Для завитков применяется полукруглая стамеска. Ее требуется углублять на 0.3-0.4 см в древесину и повернуть кисточку, прокручивая все вокруг оси. Это делается до того времени, пока не начнут замыкаться в линии. Это весьма интересное занятие, и главное разобраться, что к чему, тогда все получится. По большей части художественная резьба по древесине, фото работ которой можно отыскать в книгах, журналах и прочих изделиях, красиво и древнее ремесло. На данный момент все возрождается и есть много отличных, современных мастеров дела.
Подробная инструкция по созданию фигурки: пример
Итак, вы определились с деревом, разместили дощечку на верстаке, перенесли эскиз. Как правильно разметить контур, вырезать мелкие детали и закончить работу? Если речь идет о вырезании животного, то контур проще вырезать 10 мм стамеской с углом наклона в 60 градусов.
Левой рукой нужно крепко держать инструмент, а правой – толкать вперед. Если вы все делаете правильно, то у вас получится аккуратная линия. Следите за тем, чтобы стамеска не соскальзывала с контура.
Срезать древесину нужно постепенно. Рекомендуемая глубина резки – 1,5 -2 мм. Угол наклона должен быть не более 40 градусов.
Контур прорезается, выходя за карандашную линию, она остается нетронутой. Линии получатся ровными и гладкими. Не торопитесь срезать лишнее дерево, периодически осматривайте композицию в целом, чтобы не нарушить пропорции.
Для прорисовки мелких деталей используйте узкие стамески с углом наклона в 45 или даже 35 градусов. Фон формируется полукруглой стамеской. Этот элемент отнимает больше всего времени. Борозды делайте ровные, одинаковой глубины и ширины.
Когда работа будет готова, для устранения мелких недочетов воспользуйтесь штихелем. Перед отделкой протрите доску тряпкой, смоченной в растворителе. Дерево покрывается морилкой, воском или маслом в зависимости от древесины.
Другие инструменты
- Деревянная или резиновая киянка применяется при выборке древесины стамеской поперек волокна. Заготовки могут быть большого размера, из твердых пород дерева. У киянки закругленный боек, позволяющий бить по режущему инструменту под любым углом. Стандартный диаметр бойка киянки – 75-150 мм.
- Тесла используется при необходимости быстрой выборки древесины при черновой работе с изделием. Имеет круглую или плоскую режущую кромку.
- Чеканом удобно выдавливать небольшие углубления в заготовке, создавать крапчатые рисунки и наносить рябь на поверхность изделия.
Киянка, чекан и тесла
Режущие инструменты
- Резец – острое лезвие, закрепленное в рукоятке.
- Пила ручная или электрическая, фуганок, одноручный рубанок и т.д.
- Все виды резаков, в том числе и инструмент для нанесения узора.
Инструменты для нанесения узора
- Нож-косяк – инструмент универсального назначения.
- Стамеска – для вырезания выемок.
- Клюкарза – стамеска с выгнутым лезвием для рельефной резьбы с углублением.
- Ложкорез – специнструмент для изготовления ложек. Оснащен лезвием в форме кольца или полукольца.
- Фрезеры дисковые, торцовые, ручные или электрические.
- Граверы.
Гравер
Инструмент для шлифовки
Обработка | Глубина снятия | Зернистость |
Грубая (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,08-0,12 | 36–60 |
Первичная (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,05-0,07 | 80-100 |
Снятие неровностей | 0,02-0,05 | 120,0 |
Начальная и финишная шлифовка мягких пород (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,010-0,045 | 150-180 |
Начальная и финишная шлифовка твердых пород (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,005-0,009 | 240,0 |
Шлифовка межслойная ручная | 0,002-0,004 | 280–320 |
Полировка (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,001-0,002 | 400,0 |
Инструмент для крепления заготовок
- Поворотный зажим.
- Слесарные тиски.
- Столярный быстродействующий зажим.
- Верстачные упоры.
- Тиски для резьбы по дереву.
- Модельные (копировальные) тиски.
- Верстачный винт для резьбы по дереву.
- Стенд для резьбы по дереву.
- Верстачный крепежный винт.
Отделочные материалы для резного изделия
- Лакирование готового изделия для ровного блеска. Лакокрасочные материалы: шеллак, политура, масляный, копаловый, янтарный лаки, канифоль и ее производные.
- Полировка с предварительной шлифовкой. Полируют изделие ватным тампоном в политуре, повторов должно быть 2-3.
- Масляное и эмалевое декоративное защитное покрытие с предварительным грунтованием поверхности. Грунтовочный состав – олифа или клей, грунтлаки.
- Шпаклевание с предварительной грунтовкой. Материал для шпаклевки: мел, клей и олифа в пропорции 3:1:5;
- Левкашение, серебрение, бронзирование или золочение.
Декоративные пропитки
Критерии выбора
Сегодня приобрести инструмент дело довольно простое. Множество магазинов предоставляют широченный выбор. Но как не «нарваться» на китайские одноразовые изделия? Это уже вопрос сложнее.
Лучше всего, для начала изучить профильные форумы, и прислушаться к мнению профессионалов. А еще лучше будет, если вы сможете найти настоящего мастера и пообщаться с ним в «живую».
Но это редкость, поэтому приобретая, набор или инструмент по отдельности, не стесняйтесь спросить, какая марка стали изделия, кто производитель. Возьмите с собой брусок дерева в магазин, и попробуйте прям на месте, как будет сидеть инструмент в руке и каков его рез.
Ценовые категории бывают разные, но понятно, что набор из 10 предметов стоимостью в 300-400 рублей, нормальным не будет. Это к тому, что экономить, здесь не стоит.
Да, инструмент бывает достаточно дорогой, но опять же, для начинающего мастера достаточно нескольких предметов. А остальное, можно прикупить по мере повышения мастерства.
Особенности выполнения работ
Наилучшим материалом для выполнения резьбы в стиле «Татьянка», по мнению большинства резчиков, особенно начинающих, является липа. В процессе вырезания рисунка деревянная заготовка должна иметь определенную влажность, и самое главное не пересушиваться. Поэтому заготовку периодически увлажняют.
К сожалению определенных критериев, к влажности не существует и ее, как и в любом творческом процессе, подбирают опытным путем — методом проб и ошибок. По мнению большинства любителей художественной резьбы, для поддержания дощатой заготовки в надлежащем состоянии, достаточно смачивать ее торцы, не переувлажняя их.
Для изготовления кухонных досок, поддонов, подносов и других предметов кухонной утвари с плоской поверхностью. Доска-заготовка должна иметь ровную поверхность, с однотипной древесной структурой без сучков.
Опытные резчики наоборот считают сучки дополнительным элементом декора и умело обыгрывая их, элегантным резьбовым рисунком, создают эксклюзивные композиции. Достаточно оригинально смотрятся изделия, украшенные резьбой «Татьянка» и дополнительно декорированные другими техниками – аппликацией, лепкой, рисунком, гравировкой.
Если срез доски производился вблизи коры с растянутым размещением рисунка древесных слоев, то от такой заготовки лучше отказаться. Идеальным вариантом являются доски, полученные из центральной части бревна, граничащей с его сердцевиной. Кроме того, доски, выпиленные с из крайних частей бревна, достаточно тяжело обрабатываются и требуют остро заточенного инструмента.
У неопытных резчиков могут появляться неровные и занозистые срезы. На краях заготовки не исключены сколы по крайним слоям, образованным срезом вдоль годичных колец древесины.
На заметку! Если по каким-либо причинам рисунок не закончен и планируется перерыв в работе, то доску следует обернуть в несколько слоев газетной бумаги и убрать в прохладное место. Категорически запрещается хранить доски на солнце, в морозильнике холодильника (чему имеются рекомендации), в ванной или других помещениях с повешенной влажностью и перепадами температур.
Изготовление клинка
Если вы планируете делать резцы по дереву своими руками, то вам понадобится кусок полотна пилы длиной примерно 8 сантиметров. Из них 4,5-5 сантиметров нужно оставить на хвостовик, который будет крепиться к рукояти. При помощи из полотна вырезается форма будущего ножа. Форму мастер определяет сам в зависимости от требований. Затем на ленточной форму нужно обточить, сделав для нее большую фаску с углом 10-15 градусов. Это сужение от обуха к режущей кромке необходимо для того, чтобы с резцом можно было работать. Режущая кромка с углом 25-30 градусов, которая и будет участвовать в процессе вырезания, создается позже.
Выполнять эту работу нужно медленно, иначе металл нагреется, станет мягким и перестанет держать заточку. Можно иногда охлаждать заготовку в воде.
Особенности резьбы по дереву
В наше время существует много альтернативных способов обработать дерево и создать нужный предмет, но ничего из этого не сравнится с традиционной ручной резьбой. Подобные работы получаются уникальными, теплыми и уютными. Мастера вкладывают душу в фигурки и картины, и это чувствуется
При этом очень важно, чтобы резчик по дереву любил свое занятие и получал удовольствие от процесса, иначе в этом просто нет смысла
Резьба по дереву – кропотливая работа.
Учиться мастерству резьбы по дереву лучше всего под присмотром опытного наставника, но и самостоятельно изучить азы ремесла вполне реально. Первое с чем придется столкнуться новичку – это обилие техник и видов резьбы, многообразие инструментов в магазинах и миллион противоречивых советов. Разобраться во всем этом бывает достаточно сложно, поэтому пойдем по порядку.
История зарождения и развития
Считается, что резьба по дереву исконно славянское ремесло, но встречаются умельцы и на Востоке. Национальными орнаментами украшают всё: от домашней утвари до Корана. А в скандинавских странах встречается изображение богов и животных.
С древних времен резьбой по дереву занимались во всех странах и городах, но на Руси это ремесло приобрело особый размах. Чего только стоят знаменитые Богородские фигурки. Изображение людей и животных до сих в почете.
Резчики Древней Руси украшали причудливыми узорами дома, да и сейчас в деревнях встречаются дома с резными наличниками.
Выбор и покупка
У начинающего резчика закономерно возникает вопрос – где взять инструмент для резьбы. В наше время это не проблема. Промышленность предлагает стамески и ножи всех видов и модификаций. Можно приобрести несколько ножей и одну-две стамески, а можно купить набор инструментов, руководствуясь собственным вкусом и финансовыми возможностями.
Как ни странно, но широкий ассортимент инструмента резчика заметно усложняет выбор. Трудно сориентироваться и купить по-настоящему хорошую вещь. Несложно стать обладателем «одноразового» инструмента, которого хватит на несколько часов работы.
Перед покупкой инструмента следует непременно поинтересоваться:
- маркой стали, из которой изготовлен инструмент;
- фирмой-производителем;
- страной изготовления.
Инструмент – вещь индивидуальная. Выбирая нож или стамеску, правильным будет подержать его в руках, проверить, насколько удобен он в работе, а лишь после покупать. Также нелишним будет пообщаться на тематических форумах, где специалисты делятся собственным опытом, они с удовольствием дадут дельный совет.