Типы и марки автомобильной смазки
В настоящее время рынок переполнен всевозможными смазочными материалами, в которых можно запросто запутаться. На самом деле не всё так сложно, как кажется с первого взгляда. Эксплуатационное свойство смазочного материала определяется видом загустителя, который является основой любой смазки. Оно, в принципе, и дает название самой смазке. Большинство их, предназначенных для уменьшения энергии трения, загущают мылами. Это соли жирных кислот различных металлов, при этом не обязательно, что соль будет обычная, она может быть и комплексной. Также их можно подразделить на несколько типов: кальциевое, литиевое, натриевое, алюминиевое и бариевое мыла. Кроме самого мыла, в качестве загустителя могут быть использованы и углеводороды, редко пигменты.
1. Кальциевая смазка
Этот тип по-другому называют солидолом. Они в настоящее время являются самыми востребованными и распространенными за счет своей относительной дешевизны и обладает удовлетворительными эксплуатационными характеристиками. Могут применяться как для консервации детали или изделия, так и в виде смазки, для меньшего трения, а вследствие и износа деталей.
К солидолам можно отнести и такую разновидность смазки, как графитовая, которая представляет собой грубую плотную мазь с серебристым оттенком. Категорически нельзя использовать для смазки деталей с высокой чистотой обработки.
2. Комплексная кальциевая смазка
Данная смазка, по сравнению с обычным солидолом более термически стабильна, но склонна к гигроскопичности и термоупрочнению. Хранить следует в плотно закрытой таре. К комплексной кальциевой смазке относятся униолы, внешним видом смахивающие на простой солидол.
3. Натриевая и натриево-кальциевая смазка
Область применения подобных видов не очень распространена, так как они не имеют стойкости к влаге — смываются и растворяются. Хотя обладают довольно высокой температурой плавления. Имеют склонность к термоупрочнению, поэтому не могут быть использованы в узлах автомобиля, где наблюдается повышенная температура, к примеру, ступицы передних колес в машине с дисковыми тормозами. Медленно, но верно вытесняются с рынка более современными видами.
4. Литиевая смазка
Данный вид начинает набирать всё большую популярность за счёт своих высоких эксплуатационных свойств. Приоритет среди литиевых смазок по праву отдан чудо-смазке под названием литол, которая является единым смазочным материалом для всех основных деталей и узлов автомобиля. Кроме этого, имеет очень хорошие консервационные свойства.
5. Бариевые и углеводородные смазки
Славятся тем, что имеют достаточно высокую водостойкость и отлично подходят для консервации деталей.
Все представленные смазки давно и прочно заняли свое место на полках магазинов автозапчастей
А так как смазыванию узлов и механизмов нужно уделять пристальное внимание, то точно такого же внимания требует и выбор подходящего вида смазки
Присадки для синтетических смазочных материалов
Повысить функциональные свойства масла можно двумя способами:
- улучшением базовой основы,
- легированием присадками.
Синтетическое масло, улучшенное с помощью вводимых в него присадок, называется компаундированным.
Классифицируют несколько подгрупп, отличающихся по своему функциональному действию:
- вязкостные – модификаторы индекса вязкости;
- смазочные – антифрикционные, противоизносные, металлоплакирующие и др.;
- антиокислительные – антиоксиданты;
- антикоррозионные – ингибиторы коррозии;
- моющие – детергенты;
- противопенные и др.
Большинство присадок являются многофункциональными, объединяются производителем в пакеты и вводятся в базовое основание. Некоторые масла могут содержать 20–30 компонентов.
Что сшить из масла
Правила учета и хранения дизельного топлива и моторных масел при эксплуатации дизельных электростанций Новый учет ГСМ нормы расхода топлив и смазочных материалов, нормы естественной убыли нефтепродуктов.Автор Старостин С.Н. Издательство МЦФЭР
Этот струящийся и эластичный трикотаж обладает не только красивым видом, но и рядом других привлекательных свойств, в первую очередь, таких:
- Он очень прочен и устойчив к износу, не образует катышков.
- Несмотря на то, что состав текстиля содержит большую долю синтетики, трикотажная фактура делает его «дышащим» и достаточно гигроскопичным. Особенно хорошо проявляется эта способность у холодного масла и микромасла, которые вполне подходят для летнего платья, уместного в любую жару.
- Очень хорошая растягивается во всех направлениях и полностью восстанавливает первоначальный размер после снятия нагрузки. Благодаря этому «масляные» платья идеально садятся на любую фигуру даже при самом простом покрое и сохраняют это свойство даже при колебаниях веса.
- Гладкая и шелковистая поверхность, прикосновение к которой очень приятно.
- При раскрое этот материал практически не осыпается, и его края можно не обметывать.
- Все ткани типа «масло» очень красивы, и при этом просты в уходе и не сминаются.
Однако данный текстиль, безусловно, имеет и свои недостатки:
- Он не подходит для аллергиков и может создать проблемы людям с повышенной чувствительностью (хотя вискоза является более щадящим волокном).
- Масло имеет плохие терморегулирующие свойства, поэтому в нем будет холодно при низкой температуре (за исключением ткани с начесом) и не слишком комфортно в жару.
- Неприятным моментом является и то, что этот тонкий синтетический трикотаж, особенно вискоза, легко образует зацепки.
Тем не менее, красивый, прочный и идеально сидящий материал завоевал большую популярность во всем мире. Из него шьют эффектные облегающие платья, струящиеся юбки, красивые свободные брюки, обтягивающие гольфы, драпированные блузки, нарядные спортивные костюмы и множество других красивых и при этом практичных вещей.
Обычное масло является довольно универсальной тканью и подходит ко многим стилям.
Свойства смазок
Масла и смазки имеют ряд своих особенностей и свойств. В зависимости от температуры окружающей среды они могут изменять свое агрегатное состояние, менять свойства, условия эксплуатации.
Итак, свойства смазочных материалов:
Консистентность или твёрдость материала. Определяется специальным прибором – пенетрометром с конусом. Чем выше степень погружения в жидкость, тем она соответственно мягче.
Прокачиваемость также определяется опытным путем
Такое свойство важно в холодное время года. Когда необходимо быстро смазать всю систему изнутри.
Температура каплепадения – важный фактор при выборе смазочного материала
Чем выше данный показатель, тем при более горячих температурах будет доступно использование ГСМ.
Противоизносность – показатель для определения способности уменьшать трение. Чем он выше, тем гуще масло и, соответственно, повышается долговечность детали.
Не маловажным является антикоррозионное свойство. Выявить его можно с помощью технических тестов. При наличии в смазке органических примесей можно сказать, что она будет защищать деталь от ржавчины.
Водоотталкивающее свойство также определяется техническими тестами. Чем больше смазки осталось, тем она водоустойчивее.
Стоит упомянуть о следующих фактах, характеризующих ГСМ:
- Вязкость. Чем она выше, тем хуже для техники.
- Возможность образовывать маслянистую пленку.
- Температура вспышки материала.
- Взаимодействие ГСМ с кислородом.
- Коэффициент маслянистости. При более высоких его показателях трение уменьшается. Но чрезмерная маслянистость привлекает много пыли, грязи, твердых частиц, что способствует ухудшению работы механизма.
Область применения
Продукция нашла свое применения во многих сферах жизнедеятельности человека. Аэрозоли и жидкости используются для восстановления и защиты резиновых уплотнителей, смазывания пластмассовых элементов, которые не подвергаются существенной нагрузке. Пластичные субстанции наносятся на детали с повышенной степенью нагрузки. Речь идет о подшипниках, зубчатых передачах, направляющих и так далее. Силиконовая смазка дает возможность повысить уровень электроизоляции. Самыми популярными направлениями использования продукции принято считать:
- Автомобильное применение. Без нее невозможно качественное обслуживание машин. Позволяет избавиться от скрипов, восстановить внешний вид и цвет, вернуть эластичность резиновым деталям, защитить их от рассыхания и преждевременного старения, не дать возможность промерзнуть зимой. Шарниры и петли при ее участии будут двигаться плавно и бесшумно. Это касается люков и стеклоподъемников, направляющих кресел, тормозных дисков. Прежде, чем решиться на экстремальную поездку, стоит провести герметизацию свечей данной пастой.
- Сфера промышленного использования. Незаменимая вещь на предприятиях по производству пластмассы, по обслуживанию упаковочного оборудования. Смазками обрабатываются контейнерные ленты, пневматическое оборудование, подшипники, направляющие. Без специальной обработки инструменты не направляются к месту хранения. Пастой покрываются поверхности, чтобы избежать негативного воздействия от брызг и искр, летящих из сварочного аппарата.
- Применение на бытовом уровне. Изделия недорогие и практичные, поэтому часто используются в домашних условиях. Для их применения не нужен опыт и глубокие знания. Действия занимают считанные минуты. Подходит для ухода за механизмами дверей и окон, кулеров и беговых дорожек, мебельной фурнитуры и резиновых уплотнителей. Не останется в стороне и мелкая бытовая техника (стиральные и швейные машины, приспособления для стрижки, электробритвы, вентиляторы, рыболовные катушки и многое другое).
Советы по выбору смазочных материалов
Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны. Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность. Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.
Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения. Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой. Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.
Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Правильно выбрать пластичную смазку по маркировке поможет ГОСТ 23258-78: первой прописной буквой обозначается группа (подгруппа) по назначению, следующими буквами – вид загустителя. Далее следует дробь, где числитель и знаменатель представляют собой значения самой низкой (без знака минус) и максимальной температуры использования, уменьшенные в 10 раз (к примеру, 2/8 означает, что данный смазочный материал можно применять при рабочих температурах от -20 до +80°С). По одной или нескольким строчным буквам после дроби можно получить информацию о виде дисперсионной среды, последние цифры – это класс консистенции.
Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).
Пенетрация
Пенетрация означает глубину погружения стандартного конуса (в 10-1 мм) в пластичную смазку за определенный период времени и при определенной температуре (рис. «Определение пенетрации» ). Чем мягче смазка, тем выше число пенетрации (DIN ISO 2137).
Полярные вещества
Диполи, адсорбирующиеся на металлической поверхности. Эта категория веществ включает простые и сложные эфиры, полигликоли и жирные кислоты.
Точка застывания
Точка застывания — температура, при которой предварительно нагретый и охлажденный с заданной скоростью смазочный материал продолжает течь (DIN ISO 3016).
PTFE
PTFE (политетрафторэтилен, тефлон) является термопластичной твердой смазкой с выдающимися характеристиками, особенно при очень низких скоростях скольжения (< 0,1 м/с). PTFE, однако, становится хрупким при температурах примерно 270 °С. Верхняя рабочая температура для использования составляет около 260 °С. Выше этого уровня, он разлагается на токсичные вещества.
Характеристики и применение
Характеристики смазок отличаются разнообразием, основываясь на которых можно определить, для каких целей и механизмов можно ее использовать.
Эксплуатационные свойства пластичных смазок характеризуются следующими показателями:
Температура каплепадения – это показатель, который указывает на граничную температуру, при которой состав расплавляется и выделяется первая капля масла. Для нормальной работы обслуживаемых узлов, этот показатель должен превышать минимум на 10 градусов их рабочую температуру. Универсальные смазки, к которым относятся литиевые, имеют показатель каплепадения на уровне 170 градусов. Более устойчивые (кальциевые, бариевые) способны выполнять свои функции при температурах до 250 градусов.
Консистенция – показатель, определяющий степень густоты. Методы определения консистенции бывают разные, но стандартным считается проверка с помощью пенетрометра, погружаемого в продукт. Прибор показывает число пенетрации. Чем выше его показатель, тем консистенция смазки более мягкая. Чтобы определить изменения вязкости при различных температурах, пенетрометр используют при различных температурах, с диапазоном в 25 градусов. Это необходимо для определения подходящей смазки для узлов, работающих при значительном колебании температур.
Вязкость – указывает на текучесть вещества, в результате воздействия критических нагрузок. Вязкость имеет свойство изменения при повышении температур и скорости деформации. От вязкости зависит условия обслуживания узлов, процесса работы механизмов при пусковых моментах.
Наличие воды в составе – вода в составе очень важный показатель, который сильно влияет на антикоррозийные свойства. Наличие воды в составе для защитных смазок не допускается, для остальных составляющая часть воды не должна превышать 4%.
Испаряемость – показатель, указывающий на летучесть вещества при строго регламентированной температуре и времени ее воздействия. Чем выше испаряемость, тем ниже срок эксплуатации. Это связано с тем, что в процессе испарения увеличивается количество загустителя в составе. Это приводит к изменения первоначальных свойств и эксплуатационных характеристик.
Водостойкость – характеризует способность продукта, противостоять воздействию воды, не поглощать ее, не смываться и не изменять своих свойств под ее воздействием. Измерять водостойкость довольно сложно, поэтому для определения методики нужно изучать нормативную-техническую документацию от производителя, где все подробно указано.
Несущая способность – указывает на свойства масленой пленки, в том числе на критическую температуру разрушения, предел прочности, антифрикционные, противоизносные свойства и критическое давление. Чем несущая способность выше, тем дольше смазка сохраняет свои эксплуатационные свойства.
Антикоррозионные свойства – указывают на степень защиты узлов трения от воздействия коррозии, путем обслуживания с помощью смазки
Это важнейший показатель, обращая внимание на который можно значительно увеличить эксплуатационный срок обслуживаемых механизмов.
Отсутствие механических примесей – если в составе содержатся механические примеси, она считается непригодной для использования. Применение пластичных смазок для обслуживания узлов трения не допускается.
Отсутствие кислот и щелочей – состав должен быть нейтральным, для некоторых составов допускается наличие щелочей, объемом до 0,2%.
Вибродемпфирующие свойства – некоторые типы смазок применяются в узлах, работающих в условиях сильной вибрации.
Чаще всего этот продукт применяется в различных узлах автомобилей. Практически 50% производимых в мире смазок предназначены именно для обслуживания автомобилей. Большое распространение они получили также в промышленности, где требуется стабильная работа станков и конвейеров. Также стоит отметить горную промышленности и сельское хозяйство, где множество тракторов, экскаваторов и других механизмов невозможно обслуживать без консистентной смазки.
Как приобрести СОЖ от компании Zeller+Gmelin?
Чтобы приобрести смазочные составы высокого качества от немецкого бренда Zeller+Gmelin, обратитесь к официальному дилеру на территории РФ, которым выступает наша . Мы осуществляем прямые поставки с производства в Германии. Продукция имеет соответствующие сертификаты качества, результаты лабораторных тестов.
Обратитесь по телефону или онлайн к нашим опытным консультантам. Они учтут особенности Вашего производства, предложат оптимальные варианты смазочных составов. При необходимости наши специалисты отправятся на Ваш объект и определят основные потребности существующего технологического цикла.
Доставка производится во все города нашей страны быстро. Обработка заявки и отгрузка производится в течение 1-2 дней. Закажите необходимые СОЖ прямо сейчас. Очень скоро вы сможете оценить эффективность качественных составов немецкого производства, повысить результативность своего производства.
Пластичные смазки – характеристики
По консистенции пластичные смазки можно разделить на три большие подгруппы: полужидкие, пластичные и твердые.
Деление пластичных смазок по консистенции | ||
полужидкие | гель | упаковываются в специальные тубы |
пластичные | вязкий крем | упаковываются в тубы или короба |
твердые | жевачкообразная масса | упаковываются в жестяную банку или ведро |
По составу, как мы уже частично упомянули в первом разделе, ПС делят на 4 под мыльные, углеводородные, органические и неорганические.
Классификация пластичных смазок по составу | ||
Название | Основа для загустителя | |
1. | мыльные | соли высших карбоновых кислот |
2. | органические | термостабильные органические компоненты |
3. | неоргнические | Высокодисперсные термостабильные соединения |
4. | углеводородные | тугоплавкие углеводороды, такие как парафин или синтетический воск |
Купить пластичную смазку проще всего ориентируясь на ГОСТ 23258-78. Он дает классификацию по направлениям использования. Такая градация удобна как производителям агрегатов, так и непосредственно оператору (пользователю).
Классификация пластичных смазок по вектору использования | ||
№ | Название | Вектор использования |
1. | Канатные | Используются на поверхности и у сердечника. Снижают интенсивность коррозии. Уменьшают силу трения между отдельными стальными проволочками каната. |
2. | Уплотнительные | Уменьшают зазоры в шестернях и зубьях пар трения и качения. |
3. | Антифрикционные | Самая распространенная категория. Используется для снижения трения и износа двух или более частей взаимодействующих деталей. |
4. | Консервационные | Создают защитный слой и снижают на 95% коррозионные процессы на поверхности металлических деталей. |
Одна из проблем применения пластичных смазок – это совместимость различных составов
Очень важно, что взаимодействующие компоненты не конфликтовали между собой, ведь даже хорошо вычищенный узел может содержать от 20 до 40% старой смазки
Решить данный вопрос с минимальными затратами поможет синяя пластичная смазка от СУПРОТЕК. Ее свойства, а главное, физико-химические характеристики мы разберем ниже.
Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов. Артикул:121892 Объем:200 мл Рекоменд. цена:530 руб.
Каковы желаемые химические свойства смазочных материалов?
Современные смазочные масла, помимо основной функции уменьшения трения и защиты элементов конструкции машин, выполняют множество других задач. При трении выделяется тепло, поэтому они должны иметь охлаждающий действие, которое позволит отводить полученное тепло. СОЖ, то есть смазочно-охлаждающие жидкости, можно разделить на воду, эмульсии и минеральные масла. Вода характеризуется лучшими охлаждающими свойствами, но гораздо худшими смазывающими свойствами по сравнению с минеральными маслами. Масла, в свою очередь, в меньшей степени способны отводить тепло. Поэтому важным вопросом является поиск оптимального соотношения охлаждения и смазки, что приводит к увеличению срока службы машин. Еще одна функция смазочных материалов – предотвращать образование очагов коррозии, очищать и создавать уплотнения.
В связи с вышеуказанным применением смазочные материалы должны обладать рядом соответствующих свойств, таких как:
Вязкость и индекс вязкости
Вязкость измеряет внутреннее трение в жидкости, отражая способ взаимодействия молекул. Это важное свойство смазочного материала, которое влияет на способность масла образовывать смазочную пленку или минимизировать трение и уменьшать износ компонентов машины. Индекс вязкости, с другой стороны, указывает на поведение параметра вязкости при изменении температурных условий. Чем выше индекс вязкости данного продукта, тем лучше эксплуатационные свойства смазочного масла
Чем выше индекс вязкости данного продукта, тем лучше эксплуатационные свойства смазочного масла.
Стойкость к окислению
Деградация смазочных материалов окислительными механизмами является потенциально очень серьезной проблемой. Несмотря на то, что первоначально смазка может обладать многими желательными свойствами, окисление может привести к огромной потере рабочих характеристик. Процесс окисления в основном приводит к изменению кислотного числа продукта (повышенный риск коррозии) и снижению вязкости (таким образом, ухудшению смазывающих свойств). Видимый симптом окисления масла – изменение его цвета.
Был разработан ряд тестов на стабильность для измерения стойкости к окислению в различных условиях, которые коррелируют с различными областями применения смазочных материалов.
Устойчивость к коррозии
Базовое масло смазки не должно содержать компонентов, вызывающих коррозию металлических частей двигателя или машины. Коррозионные тесты обычно включают контакт образца базового масла с металлической поверхностью в контролируемых условиях. Изменение цвета металла, изменение состояния поверхности или потеря веса могут использоваться для измерения склонности масла к коррозии. Также были разработаны тесты для измерения антикоррозионных свойств масла в неблагоприятных условиях, в том числе в присутствии воды, солевого раствора или кислот, образующихся в качестве продуктов сгорания.
Совместимость с уплотнениями
Смазочные материалы контактируют с резиновыми или пластиковыми уплотнениями машин. Взаимодействие с маслом может повлиять на прочность и степень «набухания» этих уплотнений. Различные тесты измеряют влияние базовых масел на разные уплотнения и в разных условиях испытаний.
Вспенивание
Еще одно важное свойство смазочных материалов, обеспечивающее исправную работу машин и устройств – низкая пенообразующая способность. Это особенно важно для гидравлических систем. Кроме того, они должны иметь возможность быстрого выпуска воздуха, что помогает предотвратить возникновение кавитационных повреждений
Кроме того, они должны иметь возможность быстрого выпуска воздуха, что помогает предотвратить возникновение кавитационных повреждений.
Электроподвижной состав промышленного транспорта
- От авторов
- Основные технические данные промышленных электровозов и тяговых агрегатов
- Параметры и характеристики
- Механическое и пневматическое оборудование электровозов и тяговых агрегатов
- Электрическое оборудование и аппараты
- Перспективный типаж электроподвижного состава промышленного транспорта
- Основные требования к электровозам и тяговым агрегатам при работе на промышленных предприятиях
- Габариты
- Исходные данные для тяговых расчетов
- Исходные данные для тормозных расчетов
- Определение весовой нормы поезда
- Методы тормозных расчетов
- Проверка тяговых двигателей на нагрев
- Определение требуемой мощности источника автономного питания тяговых агрегатов
- Расчет потребности в электроподвижном составе
- Определение расхода энергии на тягу поездов
- Смазочные материалы
- Дизельное топливо
- Вода
- Песок
- Краткие сведения о материалах, применяемых в конструкциях и при ремонте
- Классы изоляции электрических машин
- Требования, предъявляемые к экипировочным устройствам
- Стационарные экипировочные устройства
- Топливно-смазочное хозяйство
- Приготовление охлаждающей воды и уход за аккумуляторными батареями
- Устройства для осмотра, наружной обмывки и очистки локомотивов
- Устройства для подачи топлива, смазки и воды на локомотивы
- Снабжение локомотивов песком
- Пункт технического обслуживания
- Закрытый пункт экипировки тяговых агрегатов и электровозов с контактным и контактно-дизельным питанием
- Передвижные средства экипировки
- Лаборатории
- Система организации ремонта и технического обслуживания
- Межремонтные периоды, продолжительность и трудоемкость ремонтов
- Объем работ при техническом обслуживании
- Объем работ при текущих и капитальных ремонтах
- Краткая технология ремонта основных узлов
- Технология ремонта типовых соединений и узлов применяемого оборудования
- Методы контроля
- Ремонт и содержание электрического оборудования тяговых агрегатов
- Особые требования к ремонту колесных пар, автосцепных устройств и автотормозов
- Методы восстановления изношенных деталей при ремонте
- Некоторые сведения по организации рабочего места
- Меры безопасности при ремонте электроподвижного состава
- Предварительные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические и типовые испытания
- Специальные испытания
- Материалы и запасные части для ремонта электроподвижного состава промышленного транспорта
- Нормы расхода запасных частей
- Нормы расхода запасных частей. Механическое оборудование
- Нормы расхода запасных частей. Электрические машины
- Нормы расхода запасных частей. Электроаппаратура
- Нормы расхода запасных частей. Тормозное и пневматическое оборудование
- Нормы расхода материалов
- Показатели использования и производительность электроподвижного состава
- Себестоимость перевозок
- Себестоимость локомотиво-часа
- Материальные и трудовые затраты на ремонт
- Расходы на содержание локомотивных бригад и экипировку
- Энергетические затраты
- Стоимость электроподвижного состава и амортизационные отчисления