Смазка для подшипников

Какие подшипники и когда надо смазывать

При подборе смазочной смеси учитывается, прежде всего разновидность подшипника (закрытый, игольчатый, шаровой, линейный, опорный). В основном применяют жидкие (масляные) и пластичные смеси. Газообразными и твердыми смазками пользуются значительно реже. В первую очередь рассматриваются условия эксплуатации оборудования: температура, вибрации, скорость вращения, ударные воздействия, специфика окружающей среды и т. д.  Например, если речь идет о подшипнике генератора или электродвигателя, на первый план выступает такое качество, как термостойкость.

Для роликовых механизмов предпочтительны жидкие смазки. По сравнению с пластичными смесями, они эффективно отводят тепло, имеют хорошую проникающую способность, удаляют продукты износа. Если же есть риск вытекания жидкого состава, лучше воспользоваться пластичным средством для роликов. Достоинство подобного варианта в более продолжительном периоде эксплуатации.

Лучшие смазки под особые нагрузки

Для тех, у кого машины испытывают более серьёзные нагрузки:

НазваниеХарактеристики (свойства)Ссылка на каталог
Mobil Mobilgrease SpecialЛитиевый состав с дисульфидом молибдена для сверхвысоких давлений. Обеспечивает полную защиту от износа, влаги и коррозии. Не содержит свинца и нитритов. Серый или черный цвет.N3
Fuchs Titan ReolitDuraplexТоже аналог Литола. Универсальный компаунд для подшипников. Эффективный пакет присадок, стабильность, водостойкость. Длительный (или даже пожизненный) срок службы.EP2
Valvoline Moly FortifiedУниверсальная литиевая консистентная смазка. Добавка дисульфида молибдена снижает трение. Хорошо зарекомендовала себя при работе во влажных условиях. Работает от -20°С до +140°С.
RW Grease U 100Высококачественная минеральная пластичная смазка с полимочевиной и присадками. Температурная устойчивость и большой ресурс. Защита узлов. Сохраняет свои качества от -20°C до +180°С.U100
EFELE SG-311Синтетический морозостойкий компаунд, пластичен до -60°С. Высокоскоростной. Не вреден для пластмассы и резины.SG311

Порядок обслуживания подшипников

Прочность – основной недостаток большинства современных технологических узлов. Подшипники быстро выходит из строя именно из-за постоянно оказываемой на них нагрузки. Остановить ее практически невозможно, с течением времени сам материал изнашивается и становится более хрупким. Современные подшипники наделяют более продуманной конструкцией, однако это не всегда спасает от быстрого износа. При неграмотной первоначальной обработке повреждения могут возникать даже после незначительного пробега. Причина тому в том, что ролики и шарики начинают скользить, что вызывает дополнительное трение.

Нужно учитывать, что около половины всех подшипников выходит из строя именно из-за плохого качества смазки. Помните, что даже самая прочная и выносливая сталь не может обеспечить полноценные смазочные свойства. Это может привести к заклиниванию узла. В особо опасных случаях разогретая смазка на металле может загореться.

Некачественный монтаж, конечно, часто становится причиной преждевременного выхода из строя большинства подшипников. Но при этом чаще всего они ломаются из-за использования плохих или попросту неподходящих смазочных материалов

Очень важно грамотно подобрать такое средство, которое позволит вашим деталям служить максимально долгий срок. Проводить повторную обработку нужно каждый раз, когда вы заметите посторонний шум, вибрацию, загрязнение поверхности около подшипника

Обзор смазки МС BLUE 1510

Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами. Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.

Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве. Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.

Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.

https://youtube.com/watch?v=HQ9sd3RU3pQ

Вращение, нагрузки и среда работы подшипника

При достижении предела оборотов, на которые рассчитана смазка, она будет растекаться к краям. Внутри деталь начинает пересыхать.

Предельная скорость задана индивидуально для такого средства, как смазка для подшипников. Какая лучше, следует определить, опираясь на этот показатель. Для высокоскоростных механизмов применяют синтетические средства.

Негативные факторы, влияющие на субстанцию скольжения, следует учитывать при выборе лучшей смазки для подшипников. Вода, пыль, кислота или пар влияют на нее.

Для обслуживания оборудования, применяемого в условиях влияния кислот, растворителей, следует отдать предпочтение средствам, устойчивым к таким влияниям.

Например, смазка для подшипников велосипеда должна быть устойчивой к большому количеству влаги и пыли.

Нагрузка также учитывается при выборе средства по уходу за деталями. Чем она выше, тем сильнее выдавливается субстанция из контактного места. Имея в составе твердые вещества (графит, молибден), смазка обеспечит надежную работу системы. Существуют даже абсолютно сухие средства скольжения.

Как смазывать закрытый подшипник ступицы без разборки

Закрытые передние или задние ступичные шарикоподшипники имеют, как правило, металлические защитные шайбы, которые невозможно демонтировать без их повреждения. Из-за данной особенности, смазывать закрытые типы подшипников проблематично, но есть несколько лайф-хаков.

Совет:

Отметим, что в любом из способов нельзя полностью извлечь старую смазку. Рекомендуется не доставить старый смазывающей материал, а просто добавить новый.

  1. Смазывание разогретым литолом через шприц с иглой.
  • Нагреваем смазку в ванночке до жидкого состояния, но тут не допускается превышать максимальную температуру.
  • Заливаем жидкость в медицинский шприц, и вводим состав внутрь через небольшой зазор между кольцом и защитной шайбой или между внутренними кольцами, как на фото ниже.

Примечание:

Если внутренние обоймы немного раздвинуть, то образуется зазор, в который под сильным давлением закачиваем новую смазку.

  • Делайте «уколы» равномерно по всему диаметру.
  • Отметим, что не все типоразмеры подшипников подойдут для данного метода.
  1. Вдавливание смазывающего состава шприцом от тюбика. Процесс наглядно показан на видео. Сложность заключается в том, что сложно найти большой шприц подходящего диаметра.

Видео: «Смазывание закрытого пoдшипниka»

Видео: «Как смазать закрытый шарикоподшипник»

  1. Используем промышленный пылесос и с помощью всасывания смазываем полость шарикоподшипника. Интересный способ, смотрите на видео.

Видео: «Смазка закрытого пoдшипниka через пылесос»

  1. Демонтаж защитной шайбы. Производится острой маленькой отвёрткой или шилом.
  • Аккуратно поддеваем кромку шайбы по всему диаметру.
  • Старайтесь минимально деформировать уплотнение и не повредите резиновую кромку.
  • Чтобы установить элемент обратно его необходимо выпрямить, затем ровно поставить шайбу на прежнее место.
  • Подберите трубу или проставку, с таким внешним диаметром, чтобы кромка располагалась ровно по внешнему диаметру шайбы, как показано на фото.
  • Далее потребуется пресс, чтобы вставить шайбу на место, или используйте тиски.
  • При необходимости аккуратно отвёрткой запрессуйте кромку шайбы в паз.

Фотоотчёт:

Видео: «Как смазать закрытый ступичный пoдшипниk»

Примечание:

Из вышеперечисленных способов рекомендуется применять №4.

Отечественные варианты

Многие ошибочно полагают, что, чем дороже смазка, тем лучше ее свойства. На самом деле, это не так

Если вы не хотите тратиться, но желаете получить наилучшее качество, обратите внимание на отечественные аналоги. Они гораздо дешевле импортных вариантов, но по технологическим свойствам ничуть не уступают им. При грамотной обработке отечественные смазки также значительно повысят долговечность подшипника, избавят от чрезмерного износа и не допустят преждевременного появления коррозии

При грамотной обработке отечественные смазки также значительно повысят долговечность подшипника, избавят от чрезмерного износа и не допустят преждевременного появления коррозии.

Среди наиболее популярных и распространенных смазок против коррозии можно выделить литиевую смазку Литол-24. Она разрабатывалась именно для подшипников, однако использовать ее вы сможете в валах тормозных механизмах, ступицах. Единственный недостаток Литол-24 заключается в том, что под длительным воздействием воды смазка теряет свои свойства.

В заключении

Своевременно смазывайте задние и передние ступичные узлы, следите за протечками, уровнем нагрева корпуса, так как перегревы обычно указывают на недостаточный объем автосмазки или её загрязнение. Рекомендуемые Марки автосмазки описаны в материале, для покупки рассматриваете только оригинальную продукцию.

Видео: «Какие автосмазки бывают и какую выбрать»

Дополнительно советуем прочитать полезные статьи на нашем сайте по тематике «Ступичные подшипники».

  • Инструкции и видеоматериалы по замене подшипников.
  • Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников.
  • Как правильно выбирать подшипник ступицы.
  • Как затянуть подшипник ступицы, и на какой момент затяжки.
  • Подробная статья по замене заднего ступичного подшипника.
  • Подробная статья по замене переднего ступичного подшипника.
  • Рассчитать срок службы подшипника ступицы.
  • Как проверить ступичный подшипник.
  • Как быстро открутить гайку ступичного подшипника.

Лучшее на сайте:

Сохрани себе, пригодится!

Консистентные (густые) смазки

Выпускаются в банках, можно приобрести и в тюбиках. Этот тип смазочного материала по консистенции пластичный, густой. Обрабатывают детали, у которых не слишком быстрое вращение. Консистентным маслом смазывают подшипники всех видов в велосипеде.

Еще используются во время консервации цепи. Бывают нескольких типов: литиевые и кальциевые масла, графитовый смазочный материал, а также технический вазелин.

Литиевые масла

  • Содержит литий. Соответствующего желтого или красноватого оттенка.
  • Потребность в использовании литиевого масла возникает, когда нужно улучшить качество скольжения. Еще такое масло необходимо для увеличения границ показателей температурного режима.
  • Литиевая смазка служит от минус 50 до плюс 180 градусов.

Литиевые масла «Шрус», «Литол» или «Циатим» от российских производителей отлично подойдут для обработки узлов велосипеда. Они могут постепенно смываться водой.

Смазка №158 обладает повышенным агдезийным свойством:

  • Ее отличает голубой оттенок, полученный вследствие добавления фталоцианина меди.
  • Данное вещество – отличный загуститель, а также антиокислительная присадка.
  • Результат обработки таким маслом являются вычищенные до блеска все части подшипника.
  • Работает при температуре от – 40 до + 120 градусов.

Общий минус литиевых масел – взаимодействие с алюминием на молекулярном уровне. Общий плюс – сравнительно низкая стоимость.

Кальциевые масла

  • Входящий в состав кальций делает материал желтым.
  • Кальциевые масла достаточно хорошо «крепятся» к металлическим поверхностям.
  • В течение длительного времени смываются водой.
  • Кальциевые масла от российских производителей «Солидол» и «Униал» используют для обработки подшипников колес велосипеда, частей педали, прочих узлов байка, подверженных частому контакту с водой.
  • Не рекомендуют пользоваться такими смазочными веществами для обработки втулки, которая оснащена механизмом для торможения.
  • Кальциевые масла подойдут для всех типов металлов, что является преимуществом перед литиевыми.
  • Недостаток: небольшой рабочий температурный диапазон: от минус 30 до плюс 50.

Графитовые смазки

  • Антифрикационное вещество – графитовая пудра, которую связывает масло – главное составляющее вещество.
  • Такая пудра останется на обработанном месте после подсыхания или выгорания основы смазочного материала. Скольжению частей подшипника поможет слой графита.
  • Графитовая смазка «УСсА» подойдет для обработки любой резьбы и втулки.
  • Минус состоит в загрязнении при соприкосновении с графитом.

Технический вазелин

  • По сравнению с медицинским вазелином, технический хуже подвержен очистке.
  • Он не обладает прозрачностью. Его цвет может быть и коричневым, и желтым или похожего оттенка. Преимущество технического вазелина перед другими видами смазочных веществ – отличная защита от воздуха, воды и коррозии.
  • Технический вазелин хорошо наносится на все части велосипеда, требующие обработки, и держится длительное время.
  • Однако свободные кислоты, находящиеся в борном вазелине, могут портить хромированный слой подшипников велосипеда.

Параметры выбора смазки для ступичных подшипников

Определить оптимальный тип смазочного материала можно с помощью анализа его эксплуатационных и технических характеристик. Дополнительно учитывается влияние внешних показателей: температурный режим, степень нагрузки на подшипники и фактический срок их службы.

Оптимальным вариантом считается следование рекомендациям автопроизводителя. В предлагающейся инструкции по эксплуатации указано, какие именно типы смазок можно применять для ступичных подшипников, установленных на автомобиле. На практике автолюбители предпочитают самостоятельно выбирать состав для обработки.

При этом руководствуются следующими техническими параметрами смазки:

  • Прочность и вязкость. Эти характеристики указывают на степень сцепления состава с поверхностью материала изготовления подшипника;
  • Смазочные способности. Определяют скорость и равномерность распределения по поверхности компонентов;
  • Изменение свойств под воздействием внешних факторов, сохранение внутренней структуры;
  • Противоизносные характеристики и дополнительная защита от коррозии.

Эти параметры производитель указывает на упаковке. Если же эта информация неполная – рекомендуется перед приобретением подробнее узнать о свойствах конкретного типа состава.

Какие смазочные материалы рекомендуется использовать в подшипниках скольжения

Выбранные типы смазки должны иметь должную степень вязкости и маслянистости. Последняя характеризует способность смазки формировать устойчивую плёнку на трущихся поверхностях, которая исключает их прямой контакт. Вязкость также является весьма важным показателем смазочных материалов, описывающим их объёмное свойство, обеспечивающее противодействие относительному перемещению относительно друг друга смазочных слоёв.

Данные материалы подразделяют на:

  • жидкие, чаще именуемые маслами;
  • пластичные (обозначаемые как мази);
  • твёрдые, представляющие собой различные покрытия и порошки; 
  • газообразные (различные газы).

Основными материалами являются масла, обладающие малыми коэффициентами трения (внутреннего), отлично охлаждающие и очищающие поверхности трущихся элементов. они легко подводятся к нужным местам, однако требуют соответствующих уплотнений, исключающих утечку. Смазки делят на органические (дефицитные и дорогие) и минеральные (наиболее востребованные). Последние производятся посредством нефтеперегонки (например, масла индустриальные).

Твёрдые виды смазочных материалов используются в узлах с существенным давлением и незначительными скоростями перемещения деталей, подвергающихся смазке. Смазки пластичные используются в подшипниках скольжения, эксплуатируемых с малыми частотами вращения при воздействии нагрузок ударного характера.

Вязкость подразделяют на:

  • динамическую (абсолютную), характеризующую сопротивление сдвигу слоёв жидкости на молекулярном уровне;
  • кинематическую (относительную), оцениваемую временем, за которое жидкость истекает при фиксированной температуре сквозь отверстие заданного сечения.

Все сорта существующих масел различают также по их назначению. Они нормализованы согласно действующим стандартам.

Чем нельзя смазывать

Не все густые по консистенции составы пригодны для того, чтобы смазывать подшипники. К примеру привычный солидол не компенсирует трение при значительных температурных перепадах. Аналогично, нельзя пользоваться и такими видами смазывающих составов:

  • графитный антиадгезив. Хорошо переносит нагрузки, но имеет в составе абразивные частицы, оказывающие разрушительное воздействие на металл;
  • смеси, имеющие в своем составе цинк и железо. Вернее, они имеют ограниченную область использования. Такие смазки можно применять для подшипников качения, входящих в состав промышленного оборудования, но не для авто;
  • составы на основе вазелина или силикона. Эти средства теряют рабочие свойства, если температура превышает 60 градусов. Если речь идет о подшипниковых узлах и связанных с ними высокоскоростных режимах эксплуатации, силиконового смазочного материала явно недостаточно;
  • средство «Шрус-4», применяемое для шарнирных механизмов;
  • углеводородные смазки. Они обладают хорошими консервирующими качествами, но при значительной нагрузке и высокой температуре не всегда сохраняют свои качества;
  • антиадгезивы с кальциевыми и натриевыми соединениями. Они неплохо компенсируют трение, но защитить от коррозии не способны.

Компоненты, которые содержит та или иная автосмазка, указаны на упаковке. Поэтому, прежде чем купить смазывающее средство, необходимо ознакомиться с его компонентами

Не менее важно помнить о недопустимости смешивания составов различных типов. Перед нанесением новой смеси остатки старой тщательно удаляют

Деталь очищается и промывается. Чаще всего в бензине.

Применение

Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:

  1. Защита от износа — одна из основных функций;
  2. Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
  3. Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
  4. Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
  5. Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.

К преимуществам можно отнести характеристики:

  • Простота подачи в узел трения.
  • Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
  • Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
  • Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.

Недостатки:

  1. Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
  2. Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
  3. Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.

Классификация пластичных смазок

Классификация пластичных смазок основывается на типе загустителя и присадок, которые используются в процессе изготовления.

  1. Литиевые – производятся с добавлением литиевого мыла, отличаются долговечностью и нетерпимостью к воздействию воды.
  2. Натриевые – в основе загустителя выступают соли натрия, отличатся небольшой стоимостью и универсальностью. Не подходят для работы при высоких температурах и под воздействием воды.
  3. Алюминиевые – предназначены для работы при высоких температурах, а также в условиях повышенной влаги, когда требуются особые антикоррозийный свойства.
  4. Силиконовые – отличается высокой устойчивостью к воде, ее очень тяжело смыть. Обеспечивает минимальное трение рабочих механизмов. Также этот тип можно использовать как для металлических деталей, так и для изготовленных из резины и полимеров.
  5. Тефлоновые – может использоваться при высоких температурах, до 250 градусов, не изменяя консистенции, оставаясь густой и вязкой. Покрывает механизмы масленой пленкой, которая обладает отличными антифрикционными свойствами. Может применяется в оборудовании, где требуется обеспечить непроводимость тока.
  6. Полиуретановые – применяются в пищевом и медицинском оборудовании, так как абсолютно безвредные для человеческого организма. Отличаются тем, что со временем полностью разлагаются природным образом.

Универсальных смазок, в понимании этого слова, не существует. Да в некоторых схожих сферах, можно использовать один и тот же состав, но его лучше подбирать в каждом отдельном случае. Различные марки пластических смазок имеют подробные инструкции, указывающие как, в каких условиях и механизмах можно их использовать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий