Зимол
Зимол (ТУ 38.УССР 201285—82)—многоцелевая морозостойкая смазка, по свойствам и назначению близкая к смазкам типа лита и МЗ. Она изготовляется на облагороженном нефтяном масле АСВ-5, благодаря чему характеризуется меньшей испаряемостью при хорошей морозостойкости, что расширяет температурный интервал ее применения. Загущение 12-LioSt существенно повышает механическую стабильность смазки. Введение в нее присадок способствует улучшению иротивоизносных и антикоррозионных свойств, а также химической стабильности. Для смазки зимол нормируют индекс задира— не менее 30 и воздействие на резину 26-44 при 70 °С за 125 ч — изменение объема образца резины не должно превышать 8 %. Смазка зимол предназначена в качестве единой для узлов трения любых типов (подшипники качения, скольжения, зубчатые передачи и др.) автотракторной техники, гусеничных и землеройных машин и др. Она является морозостойким аналогом многоцелевой смазки литол:24. Зимол успешно прошел эксплуатационные испытания на автомобилях, гусеничных и других машинах на Крайнем Севере и в Средней Азии. Он допущен к всесезонному применению наряду со смазкой литол-24 во всех климатических зонах, но в первую очередь для районов с особо холодным климатом. Зимол заменяет солидолы всех марок, консталииы, смазки 1-13, автомобильную (ЯНЗ-2), а также морозостойкие смазки ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203 и МС-70 при их использовании в наземных механизмах. Предполагается применять зимол и для судовых механизмов. Он, а также смазка лита могут заменить морозостойкие смазки северол-1 и униол-ЗМ, выпуск которых прекращен. Зимол совместим с заменяемыми смазками (за исключением солидола С), что позволяет пополнять им узлы трения без их разборки и очистки от старой смазки. Он вполне совместим также со смазками литол-24, лита, МЗ. Смазка ВНИИ НП-271 (ТУ 38 101603—76)—узкоспециализированная морозостойкая смазка, представляющая собой мягкую мазь бежевого цвета с фиолетовым оттенком. Обеспечивает малые моменты трения подшипников качения при температурах до —50 °С. Рекомендуется для узлов трения электромашин при температурах от —60 до 100—130 °С. В приборных подшипниках при 50 СС и частоте вращения 6000 мин-1 работоспособна в течение 20 000 ч . Благодаря тому, что смазка изготовлена На сложном эфире — диоктилсе- бацинате и содержит противоизносную присадку, она может быть использована в подшипниках качения с высокими контактными нагрузками, в том числе в подшипниках гироскопов . Смазка обеспечивает при испытаниях максимальную предельную быстроходность по сравнению с другими гироскопическими смазками . Ее используют также в оптическом приборостроении, например для смазывания скоростных элементов шторного затвора фотоаппарата, но лишь в узлах, изолированных от оптических деталей. Смазка ВНИИ НП-271 кратковременно работоспособна в парах трения титан — бронза при нагрузках до 36 МПа. При испытании на машине трения в паре сталь — латунь противоизносные свойства были неудовлетворительными; посредственные результаты получены также при испытании смазки на стенде «Гистерезис» при 150 °С. Ограниченно смазку ВНИИ НП-271 можно применять в контакте с кислородом. По кислородостойкости она аналогична космической смазке ВНИИ НП-274, несколько превосходя ее при открытом контакте с 02. В связи с токсичностью трикрезилфосфата, входящего в состав смазки, при работе с ней необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. |
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Пластичные смазки
К морозостойким многоцелевым автомобильным смазкам следует отнести зимол, литу, ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-203. Эти смазки работоспособны во всех основных узлах трения качения и скольжения автомобильной техники, гусеничных, г.
Составы смазок могут быть различными в зависимости от вида опалубки и условий ее применения. В качестве универсальнойсмазки для опалубочных щитов…
Глава 5. ОТДЕЛКА МАЛЯРНЫМИ СОСТАВАМИ, ОБОЯМИ И ПЛЕНКАМИ. § 5. Комплексная механизация и организация В зимнее время для окраски фасадов применяют морозостойкие перхлорвиниловые и цементно-перхлорвиниловые краски.
Такая смазка должна производиться после каждого оборота опалубки, Смазке должна предшествовать тщательная очистка опалубки (см. выше). В качестве универсальной смазки для опалубочных щитов, используемых при возведении…
Аналоги. Достойная замена смазке
Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.
Название | Особенности |
Солидол | Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…650С |
Фиол-3 | В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость. |
ЦИАТИМ-201 | Эксплуатационные температуры -50…1200С, водостойкий |
CASTROL LM, LMX | Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам |
MOBILUX EP2, EP3 | Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…1200С. Предельная нагрузка 40 lb. |
BEACON-3 | Эксплуатация при температурах от -30 до 130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации. |
TEXACO HYTEX EP-2 | Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах. |
Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.
Импортные аналоги: Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.
Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:
- Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell.
- Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil.
- Agip серии F1.
- General Multi Purpose от Valvoline.
- Castrol LM (LMX).
Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.
Различные марки литиевых смазок
Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.
МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК | |
НАЗВАНИЕ | ПРИМЕНЕНИЕ |
Литол-24 | Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей. |
№ 158 | Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение. |
Фиол-3 | Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать. |
Фиол-1 | Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах. |
Фиол-2 | По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3. |
Фиол-2М | Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку. |
ЛСЦ-15 | Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами. |
ЦИАТИМ-201 | Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой. |
ЛЗ-31 | Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел. |
Выбор пластичных смазок и таблица применяемости
Достижение максимальной эффективности в работе механизмов машин, узлов и деталей трения, требует правильного выбора пластичной смазки
Сведения о той или иной смазке, указанные в спецификации или ГОСТах, как правило, предоставляют лишь общие указания об её целесообразном использовании, при этом не принимаются во внимание реальные рабочие параметры всех элементов системы в их взаимосвязи друг с другом, что в целом влияет на общую работоспособность и эффективность. Несмотря на широкий спектр и разнообразие пластичных смазок, каждый продукт имеет свои качественные характеристики и особенности, и предназначен для кокретных условий эксплуатации
Обоснованный выбор пластичной смазки требует обширного представления и понимания всех связанных рабочих параметров: температуры, нагрузок, скорости вращения или скольжения, а также других особенностей эксплуатации. При использовании пластичной смазки для подшипников качения или скольжения, вязкость базового масла является одним из важнейших параметров. Для подшипников с большими диаметрами, работающих при более высоких скоростях скольжения и повышенных температурах, применяются базовые масла с меньшей вязкостью и наоборот. Тип применяемого загустителя предопределяет структуру и свойства пластичной смазки: температурную стабильность, водостойкость, температуру каплепадения, несущую способность и т.д. Предварительный выбор пластичной смазки может проводиться с использованием изложенной ниже информации и табличных данных.
Наименование | ГОСТ | Рабочий температурный диапазон, oC | Область применения | Особенности |
ГОСТ 3333-80 | -20 … +60 | Круглогодичное употребление для грубых, высоконагруженных узлов трения в тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, винтах домкратов, сальниках водопроводных кранов, а также для резьбовых соединений с целью облегчения их монтажа и демонтажа. | Невысокая максимальная температура применения и ограниченная механическая стабильность. | |
ГОСТ 21150-2017 | -40 … +110 | В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих. | Многоцелевая универсальная смазка с хорошими консервационными и зашитными свойствами. | |
ГОСТ 9433-80 | -60 … +150 | Для узлов трения и различных механизмов без смены смазки, в том числе, работающих в глубоком вакууме; смазывание резиновых уплотнительных колец и сопряженные поверхности “металл-металл” и “металл-резина” | Плохие противоизносные свойства при трении скольжения, невысокая стабильность в контакте с агрессивными средами, недостаточная совместимость со смазками других типов. | |
ГОСТ 19774-74 | -40 … +180 | Для авиационных подшипников электромашин, подшипников качения при температурах +150…+180оС. | Низкая морозостойкость, склонность к термо- и влагоупрочнению. | |
ГОСТ 6267-74 | -60 … +90 | В узлах трения всех типов при малых и средних удельных нагрузках (основная авиационная смазка для самолетов и вертолетов), разнообразные механизмы, работающие при малых нагрузках и при низких температурах. | Невысокая максимальная рабочая температура и ограниченная механическая стабильность, не рекомендуется в условиях прямого контакта с водой и при относительной влажности более 80%. | |
ГОСТ 8551-74 | -20 … +50 | Для высоконагруженных механизмов, обеспечения и предохранения от спекания контактных и резьбовых соединений, эластомерных уплотнений. | Водостойкость, достаточная стабильность при контакте с концентрированными неорганическими кислотами и их парами, щелочами, спиртами, аминами и т.п.; не рекомендуется для работы в контакте с кислородом. | |
ГОСТ 20421-75 | -30 … +100 | В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих. | Хорошие противоизносные свойства и низкая испаряемость. | |
– | -40 … +200(230) | Легконагруженные узлы трения, краны арматуры, уплотнения резьбовых соединений, резиновые и сальниковые уплотнения. | Широкий температурный диапазон применения, хорошие защитные свойства во влажной и агрессивной среде, водостойкость и низкая склонность к испарению. |
Аэрозольные литиевые смазки
Данный тип литиевой смазки является самой удобной. Аэрозоль способна обеспечить более глубокое проникновение и соответственно качественную смазку трущихся элементов.
WD-40 SPECIALIST
Применяется на механизмах с чрезмерной нагрузкой и работой. WD-40 способна уберечь от раннего возникновения коррозии на той или иной детали. Использование данной смазки позволяет снизить трение деталей и обеспечить плавность их движения. Температурный режим использования — -18 до +140 градусов по Цельсию. Стоимость данной белой литиевой смазки в аэрозоли 400 мл – 400 рублей.
RUNWAY
Используется для защиты от износа различных механических деталей: тросы, подшипники и другие механизмы. Отталкивает воду, качественно защищает трущиеся элементы от ржавчины.
Рабочий температурный режим – от -20 до +100 градусов по Цельсию.
Цена 400 мл – 250 рублей.
Итог
Литол 24 – один из самых важных смазочных материалов, который должен находиться у любого автовладельца в гараже. Благодаря своей универсальности, он обрел славу. Кроме того, на российском рынке существует множество аналогичных литиевых смазок, в том числе в виде аэрозолей.
https://procrossover.ru/avtolyubitelyu/spravochnaya-informaciya/litol-24.html
Область применения
Сегодня на рынке горюче-смазочных материалов представлены не только марки обычного 24, но и революционные, с большим количеством примесей, усовершенствованной формулой и технологией производства.
Так применяется ГСМ в следующих случаях:
- подшипники любого типа;
- петли;
- механизмы на шарнирах;
- различные контактные электрические узлы;
- шестерни.
Широко применяется в автомобилях:
- при смазке клемм аккумулятора;
- замков дверей;
- петель;
- подшипников;
- направляющих;
- осей;
- валов;
- колодок.
Перечислять использование можно долго, стоит помнить и об оборотной стороне. Где и как смазку не использовать.
Литол имеет более дорогостоящие зарубежные аналоги. Однако, отечественный материал ничуть не хуже. Фасуют его в пластиковые или металлические тары массой по 10 кг, 18 кг, бочки 180 л. А также в тюбики и более мелкую тару весом от 1 кг до 2,5 кг.
Для снижения трения ГСМ применять только во внутренних полостях, иначе он забьется пылью и грязью, тем самым испортив эффект. Именно поэтому необходимо периодически заменять смазку, чтобы избежать оборотного результата.
Применение ГСМ хорошо на неподвижных соединениях. Во-первых, это непосредственная защита от коррозии. Во-вторых, сохранение детали в целостности и рабочем состоянии, благодаря водоотталкивающим свойствам. Необходимо помнить, что обычный 24 не подходит для консервации, выбирать стоит с пометкой РК.
Стоит отметить, наносить смазку на деталь можно кисточкой, палочкой, пальцем. После данных процедур руки промыть с мылом несколько раз, а также следить, чтобы ГСМ не попала в глаза.
Смазка безвредна для окружающей среды, человека и животных. Сегодня каждый автомобилист использует Литол 24 без страха, что может нанести вред или нарушить целостность детали своего авто. В некоторых случаях, когда машину необходимо оставить на длительный срок без хозяев или «движения», все ее детали смазываются, что дает ей антикоррозийную защиту.
Как видно, Литол 24 – универсальная смазка. Ее используют в производстве, для защиты деталей от коррозии, обеспечения долговременной работы механизмов, уменьшения трения, водоотталкивания. Он обладает рядом универсальных средств. Почти безвреден. Его не нужно часто менять.
В преимуществах находятся недостатки
Благодаря своей консистенции Литол может работать при низких и высоких температурах. Вот отсюда и вытекают его основные недостатки – это низкие трибологические характеристики
В частности, особое внимание вызывают такие характеристики:
- Низкий показатель индекса задира, равный 28 кгс. Тогда как у трансмиссионного масла марки ТМ5-18 он составляет 58 кгс;
- Невысокий показатель нагрузки при сваривании, более 1410 Н. А у ТМ5-18 эта цифра составляет не менее 3687Н.
Поэтому универсальность пластичной смазки ограничивается применением на закрытых поверхностях с повышенным трением. Где используются конструкционные, подшипниковые стали или другие металлы не склонные к задирам или деформациям под действием высоких температур. Характеристики Литол-24 идеально подходят при использовании внутри ответственных механизмов с учетом основного преимущества этой смазки перед конкурентами – соотношения цены к качеству.
Характеристики смазки
В составе литола лежит 3-основный материал, состоящий из:
- База. Вещество со смазочными свойствами, которые меняются добавлением других компонентов. Практически всегда это минеральное масло, получаемое в качестве побочного продукта после очистки сырой нефти.
- Загуститель. Используется для повышения вязкости и сгущения материала. Распространенный загуститель — смесь литиевой соли с жировой кислотой.
- Присадки. Вспомогательные компоненты для улучшения смазочных или иных качеств.
Наиболее распространенный материал — это Литол 24 с наиболее практичными характеристиками для авто.
Внешний вид
По густоте литол напоминает полутвердую не текучую смесь. Каждый ГСМ может отличаться цветом в зависимости от состава. Бывают бежевые, темно-синие, и даже прозрачные вещества. Оттенок определяется исключительно долей и типом присутствующих присадок. Например, смазка марки Литол 24 должна иметь коричневый цвет.
Иной оттенок указывает на ряд вариантов:
- В емкости не Литол 24.
- Продукция некачественна.
- Материал испортился от сильной жары или холода.
- Имело место добавления других компонентов.
Рекомендуется проверять не только внешний вид, но и густоту. Качественная литоловая смазка по твердости близка к вареной сгущенке.
Консистенция
Литол 24 по плотности относится к материалам с вязкостью 3 по классификации NLGI. Также все семейства этих ГСМ по стандарту ISO 2137 относятся к смазкам с полутвердой консистенцией.
Состав смазки
Литол 24 по составу наиболее простой среди всех аналогичных материалов:
- базовая жидкость — минеральное масло вязкостью до 75 мм2/с при температуре +50 °C;
- загуститель (до 13%) — литиевый гидрооксид с жировой кислотой (или ее аналогом на спиртовой основе);
- антиокислитель — дифениламин или неозон (до 0.7%);
- доля присадок — до 5% (зависит от исходной вязкости смеси).
Литол 24 технические характеристики
Для ГСМ устанавливается ряд параметров по вязкости, пределу эксплуатации, температуре загустевания и плавления, консистенции, плотности. Для Литол-24 установлены стандарты технических характеристик, которые описаны ниже.
harakteristika-litol-24
Основные свойства
Смазка сохраняет свои свойства при большом температурном диапазоне: от -40 °C до +130 °C. Именно это делает материал многоцелевым и всесезонным:
- при движении даже находящиеся около двигателя узлы коленвала (шатуны, подшипники и вкладыши) редко нагреваются намного выше +100 °C;
- в холодный сезон при стоянке еще неостывшие механизмы не дают смазке замерзнуть.
Лишь при простое на сильном морозе литол может загустеть. Но после кратковременного прогрева авто на холостом ходу смазка нагревается и восстанавливает исходные эксплуатационные качества.
Плотность материала не меняется в результате термического воздействия, следовательно, он может многократно подвергаться застыванию. При этом перегрев недопустим, т.к. смазка типа Литол 24 относится к горючим материалам. Воспламенение может наступить при нагреве до +250 °C.
Стандарты и госты
Литол 24 производится по стандартам, регламентированным ГОСТом 21150-2017. Сам документ ссылается на ряд иных актов, отвечающих за свойства материала, его эксплуатацию, а также сырья для производства. В частности, ГОСТ 23258 устанавливает два типа смазок Литол-24:
- Стандартный — для штатной эксплуатации автомобилей и стационарных механизмов.
- С индексом РК — для консервации подвижных элементов машинных узлов.
Относятся к нетоксичным и малоопасным материалам для организма (4-я степень воздействия, ГОСТ 12.1.007).
Спецификации
По классификации NLGI литолы относятся к смазкам 3 класса вязкости. По немецкому стандарту ГСМ DIN 51 502 материалу присвоен индекс K3K-40, где:
- K — материалы для подшипников и механизмов скольжения;
- 3 — класс по NLGI;
- К — верхний потолок нагрева (+120 °C) и водостойкость (0, при +90 °C);
- 40 — предельная минимальная температура.
Допуски
Литол-24 разрешен к применению в качестве смазки на основании двух документов:
- МВК Госстандарта РФ № 814/422 (отечественный).
- OEM допуск ФИАТ-ВАЗ 55588 (зарубежный).
Литол 24: состав
Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.
Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.
В преимуществах находятся недостатки
Благодаря своей консистенции Литол может работать при низких и высоких температурах. Вот отсюда и вытекают его основные недостатки – это низкие трибологические характеристики
В частности, особое внимание вызывают такие характеристики:
- Низкий показатель индекса задира, равный 28 кгс. Тогда как у трансмиссионного масла марки ТМ5-18 он составляет 58 кгс;
- Невысокий показатель нагрузки при сваривании, более 1410 Н. А у ТМ5-18 эта цифра составляет не менее 3687Н.
Поэтому универсальность пластичной смазки ограничивается применением на закрытых поверхностях с повышенным трением. Где используются конструкционные, подшипниковые стали или другие металлы не склонные к задирам или деформациям под действием высоких температур. Характеристики Литол-24 идеально подходят при использовании внутри ответственных механизмов с учетом основного преимущества этой смазки перед конкурентами – соотношения цены к качеству.
Преимущества и недостатки
Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.
Достоинства | Недостатки |
| Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28. Заниженные показатели при сваривающих нагрузках. Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения. |
К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.
В преимуществах находятся недостатки
Благодаря своей консистенции Литол может работать при низких и высоких температурах. Вот отсюда и вытекают его основные недостатки – это низкие трибологические характеристики
В частности, особое внимание вызывают такие характеристики:
- Низкий показатель индекса задира, равный 28 кгс. Тогда как у трансмиссионного масла марки ТМ5-18 он составляет 58 кгс;
- Невысокий показатель нагрузки при сваривании, более 1410 Н. А у ТМ5-18 эта цифра составляет не менее 3687Н.
Поэтому универсальность пластичной смазки ограничивается применением на закрытых поверхностях с повышенным трением. Где используются конструкционные, подшипниковые стали или другие металлы не склонные к задирам или деформациям под действием высоких температур. Характеристики Литол-24 идеально подходят при использовании внутри ответственных механизмов с учетом основного преимущества этой смазки перед конкурентами – соотношения цены к качеству.