Медная чеканка

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Особенности содержания экземпляров

Не допускается высокая влажность и воздействие прямого ультрафиолета. Правильно хранить монеты в домашних условиях – значит, использовать специальные органайзеры. Они различаются материалами, стоимостью.

  • Альбомы. Бывают с фиксированным количеством листов и сменным. Подходят для кратковременного хранения. Рекомендуется выбирать варианты из пластика. Следует избегать альбомов из ПВХ.
  • Холдеры. Конверты из картона, имеющие прозрачные стенки. Скрепляются степлером или наклеиваются на бумагу. Их нужно менять на новые дважды в год, что не очень удобно.
  • Конверты. Пользуются популярностью у новичков-коллекционеров. Бывают бумажные или пластиковые. Удобны в применении, бюджетны, но их нужно часто менять.
  • Капсулы, слабы. Самые надежные способы хранения, но отличаются дороговизной. Изделия в них запечатывают герметично. Сверху указывается информация о монете.
  • Кейсы. Представлены в большом разнообразии, но имеют высокую стоимость. Обеспечивают наиболее качественные условия хранения. В конструкции установлены планшеты-полки, а монеты помещаются в отдельные ячейки.

Мюнцкабинеты похожи на кейсы. Изготавливаются из дорогих пород дерева. В большинстве случаев используются не как функциональное, а как статусное хранилище.

Чистка трилоном-Б

Трилон-Б (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты) это специальное чистящее средство разработанное для того, чтобы сделать большинство нерастворимых солей металлов растворимыми. Таким образом, с поверхности монеты в растворе трилона-Б легко смываются окислы и патина. Трилон-Б хорошо чистит монеты покрытые равномерными окислами. Но если окислы на монете имеют разную структуру то в результате чистки на одних поверхностях монета отчищается до блеска, а на других продолжают сохраняться окислы, в этом случае приходится прибегать к искусственному патинированию после чистки.

Главными достоинствами чистки трилоном являются:

  • трилон не разрушает металл монеты, как это могут делать кислоты и щелочи;
  • высокая скорость чистки — чистка медной монеты занимает несколько минут, в тяжелом случае пару часов.
Две копейки 1841 года имели достаточно равномерные окислы, которые легко отчистились трилоном. А вот копейка 1836 года была покрыта окислами разной плотности и при чистке с части монеты окислы удалились быстро, а с другой части медленно. Таим образом, на копейке часть монеты приобрела медный металлический блеск и требует нанесения патины.

Инструменты и материалы для чеканки

Для чеканки применяют и самые разнообразные сорта металлов. Ключевое свойство, определяющее возможность применения материала для изготовления чеканки — эластичность, другими словами, металл должен изменяться под влиянием внешних сил и при этом абсолютно не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Очень часто мастера применяют материал листового типа с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа применяют материалы с большей толщиной, например, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Красная медь известна с древности. Она обладает пластичностью, нужной вязкостью, но основное то, что данный материал способен воссоздавать собственные пластические свойства по обработке термическим путем. Медь легко чеканиться, ей можно давать практически любую форму. На ее поверхности можно, без больших трудностей исполнять высокую выколотку. Она отлично зашлифовывается и полируется, но изделия, которые сделаны из меди, быстро теряют нанесённый блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основании выделяет высокая стойкость к влиянию коррозии. Они могут без больших трудностей долгое время хранится на воздухе. Эти и некоторые прочие характеристики дали возможность применять медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Алюминий очень легко подвергается чеканке, но работа с ним просит достаточной доли осторожности. У металла невысокая температура плавления и собственно за этим приходится следить в процессе термообработки

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает нужной степенью пластичности, отлично подвергается полировке, а под влиянием отдельных реактивов он может менять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, отдельно стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических трудностей, так при его отделке тяжело сберечь целость листа, между тем его используют для имитирования серебра.

Помимо, цветных металлов для чеканки используют и стали,в особенности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и обрабатывают поверхность. Ее тяжело обрабатывать инструментом для чеканки, но в облицовке ее тяжело заменить. Стали данного класса, так же как и кровельный данный металл используют для получения больших рельефных изображений, которые не нуждаются в старательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, которые имеют в собственном составе — это привлекательный металл, но с огромным трудом поддается чеканке. Ее используют для памятников, монументов и др.

При подборе металла для чеканки очень важно понимать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких недостатков, к примеру, пятен, трещин и др. В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи

Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду.

Ключевой рабочий орган, благодаря которому выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с использованием ковки. Их делают в виде стержней различного сечения и имеют длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть быть на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают поэтому, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть поднят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который специалист держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Как быстро почистить медные монеты?

Коллекционные монеты со временем тоже покрываются налетом, хотя и не контактируют с водой. Чтобы очистить их, можно для начала опробовать самый простой способ: ненадолго поместить в теплый мыльный раствор (для этого подойдет и обычный гель для мытья посуды), после чего сполоснуть и протереть. Если мыльный раствор оказался не эффективным, пробуем другие способы.

Способ 1

При длительном контакте с изделиями из свинца на поверхности медных монет может появиться характерный желтый налет. Чтобы удалить его, монетки необходимо ненадолго поместить в 10% раствор уксусной кислоты, затем сполоснуть теплой водой и просушить.

Способ 2

Красноватый налет легко удаляется при помощи нашатырного спирта. Одну часть аммиака нужно соединить с десятью частями воды, поместить в этот раствор монеты и оставить на час. Через некоторое время раствор начнет приобретать красноватый оттенок – это говорит о том, что налет растворяется. Затем монеты следует достать, промыть и протереть салфеткой.

Способ 3

Очистить медь от зеленого налета поможет лимонная кислота. В стакане воды необходимо развести ложку кислоты и положить туда монеты. Как и в предыдущем случае, по мере растворения налета вода начнет окрашиваться, но уже в зеленый цвет.

Время выдержки монет в любом из этих растворов зависит от степени загрязнения. Главное, не допускать слишком долгого контакта меди с другими веществами, поскольку это может навсегда испортить ее внешний вид. Лучше всего просто следить, как происходит очищение: как только монета приобрела блеск, ее следует достать из раствора и хорошо промыть проточной водой.

Металлы и сплавы для художественной чеканки

Одним из наиболее распространенных материалов для выполнения художественной чеканки является красная медь, которая обладает исключительной вязкостью и пластичностью, легко восстанавливает свои свойства после отжига и достаточно легка в работе. Красная медь прекрасно принимает практически любые формы и допускает выколотку рельефа, имеющего большую высоту. Кроме того, медь хорошо прокатывается, что позволяет создавать из нее тончайшие ленты (фольгу) и листы толщиной не более 0.05 мм. Латунь, представляющая собой сплав меди с цинком (в некоторых случаях в сплав добавляют небольшое количество марганца, железа, алюминия и др. металлов) также является отличным материалом для художественной чеканки. Большинство латуней обладает красивым золотисто-желтым цветом. Основные преимущества латуни заключаются в следующем: она хорошо паяется и сваривается как твердыми, так и мягкими припоями, легко обрабатывается на станках, чеканится, штампуется и прокатывается, замечательно полируется, причем полированная поверхность долго сохраняет свой первоначальный вид. Латунь хорошо адгезируется с различными гальваническими покрытиями: золотом, серебром, никелем. При этом по показателям пластичности латунь ничем не уступает красной меди, но обладает более высокой твердостью. Латуни, содержащие 3-12% цинка, называют томпаками и, как правило, используют для художественного оформления посуды, недорогих ювелирных изделий и разнообразных значков. Алюминий для художественной чеканки используют в виде алюминиевой фольги, которая длительное время сохраняет высокие показатели пластичности и не требует термической обработки. К тому же алюминиевая фольга дает возможность работать над одним орнаментом длительное время, исправляя и выравнивая погрешности. Алюминий легко и мягко чеканится, допускает глубокую вытяжку, однако к его отжигу требуется подходить с особой бдительностью, так как алюминий обладает довольно низкой температурой плавления. Для изготовления несложных металлических декорированных изделий можно использовать кровельное железо (листовую кровельную сталь), которое позволяет выполнять художественную чеканку без глубокой вытяжки. Такой вид чеканки носит название контурной чеканки с нанесением фактуры и опусканием фона. Хромоникелевая или нержавеющая сталь – материал современный и красивый, однако чеканится он с большим трудом. Нержавеющую сталь чаще всего используют для изготовления крупных декоративных экстерьерных изделий. Главное достоинство хромоникелевой стали заключается в ее высокой стойкости к коррозии. Для художественной чеканки применяют листовую нержавеющую сталь, имеющую толщину 0.5-0.8 мм. Также для чеканных работ используют никелевые сплавы, из которых самыми распространенными являются нейзильбер и мельхиор. Такие сплавы содержат большое количество меди (81% и 65% соответственно) в своем составе, за счет чего они обладают высокой пластичностью, легко принимают разнообразную форму и хорошо полируются. Что касается черных металлов (малоуглеродистая, мягкая сталь, предварительно протравленная и отожженная, носящая название декопир), то и их можно использовать для художественной чеканки. По сравнению с медью декопир является более трудным материалом в чеканке, однако в отделке он смотрится особо эффектно и неординарно. Декопир дает возможность создавать как маленькие декоративные чеканные изделия с различной фактурой, так и крупные объекты с высоким рельефом. 

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений. Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов. Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится. Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров. Алюминием и его сплавами

Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла

Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки. Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом. Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями. Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей. Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники. Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

  • соляной, серной, азотной кислотами;
  • поташом;
  • сернокислой медью.

Первые чеканные монеты

Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.

Особенности медной чеканки

Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности. Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента. Для операции понадобится пластилин.

Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана. Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование. Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.

Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов. Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается. В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.

Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.

Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:

Волшебные птицы (панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см

Волшебные птицы (фрагмент панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см

Павлины (панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см

Райские птицы (панно-рондо) 2013 г. Алюминий, медь, латунь; чернение 80 х 80 см

Павлины (панно-рондо) 2013 г. Алюминий, медь, латунь; чернение 80 х 80 см

Ягоды и цветы (панно-рондо) 2008 г. Анодированный алюминий; холодная эмаль 70 х 70 см

Ягоды,цветы и птицы (панно-рондо) 2008 г. Анодированный алюминий; холодная эмаль 70 х 70 см

Орнамент Барокко (панно) 2009 г. Латунь; чернение 60 х 60 см

Методы тиснения

Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

  1. С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
  2. С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.

Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.

На металле и дереве

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент. Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

  • рулонное (для мягких изделий);
  • листовое техническое (для изготовления картин);
  • толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).

ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ алюминия

Обработка алюминиевых изделий и проще, и сложнее, чем медных и латунных. Дело в том, что алюминий отлично принимает различные цветовые оттенки при электрохимическом оксидировании, так называемом анодировании. Образуется декоративная пленка, которая защищает металл от коррозии и придает ему более эстетичный вид.

Алюминиевые изделия весьма удачно чернятся и обычными красителями: тушью, черным спиртовым лаком, мелкой графитной пудрой, копотью березовой коры и другими тонирующими элементами. После чего их протирают керосином, полировочной пастой или денатурированным спиртом.

Хорошие результаты по патинированию алюминия могут быть получены и другим, «нехимическим» способом.

Готовую алюминиевую чеканку протирают тряпочкой, смоченной ацетоном, удаляя остатки смазки и жировые пятна от рук. Затем просохшую чеканку смачивают растворителем (это может быть пинен, очищенный керосин, уайт-спирит или любой другой стандартный растворитель, употребляемый в живописи) и обжигают паяльной лампой.

Надо иметь в виду, чем больше растворителя на чеканке, тем чернее будет патина (от въевшихся в металл продуктов сгорания). Если нужно получить слегка затемненный рельеф, чеканку равномерно протирают щетинной кистью, смоченной в растворителе. Чтобы получить совсем черный налет, чеканку не протирают, а обильно смачивают растворителем. При этом с выступающих частей рельефа снимают лишний растворитель сухой тряпицей. Лишь в углубленных местах оставляют неглубокие лужицы. Чеканку в этом случае располагают горизонтально (чтобы не стек растворитель) и обжигают 4-5 мин паяльной лампой. Пламя нужно постоянно перемещать по всей плоскости, так как от сильного нагревания алюминий разрушается.

Когда чеканка остынет, высветляют выпуклые места. Их протирают тряпочкой, смоченной швейным или другим жидким маслом, смешанным с мелким абразивным порошком. Вместо абразивного порошка можно использовать абразивную пыль, скапливающуюся в корытце под наждачным кругом. После этого чеканку нужно тщательно протереть сухой тряпицей, удалив следы порошка. По внешнему виду и прочности патина не отличается от химической. Этот способ значительно безопаснее, так как мастерам не приходится обращаться с концентрированными кислотами.

Что же касается химического метода чернения алюминия, здесь еще нет стабильных, общепризнанных рецептов ПАТИНИРОВАНИЯ и ОКСИДИРОВАНИЯ. Наиболее простым и надежным является тонирование по рецепту, разработанному сотрудниками кафедры художественной обработки металла Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского).

В одном литре концентрированной соляной кислоты при постоянном помешивании разводят 200 г электролита медной кислой ванны. В этом растворе патинируют алюминий. При погружении в раствор алюминиевой чеканки жидкость сильно нагревается, бурлит, кипит. Выделяются пузырьки водорода. Чеканка быстро покрывается густым черно-бархатным налетом. В процессе работы раствор слабеет. Его необходимо периодически обновлять. Чернение происходит быстро, бурно, активно, в считанные секунды. Изделие вынимают, хорошо прополаскивают в теплой, проточной воде, протирают мокрой поролоновой губкой с кварцевым песком или пемзовым порошком, снимая лишнюю чернь с выступающих рельефов. Выпуклости становятся плотно-серыми, а пониженные участки темнеют матово-черной глубиной. Чеканка становится похожей на старинное почерневшее серебро.

Для того чтобы выявить благородную, черно-серую поверхность оксидированного рельефа, начисто отшлифовывают и отполировывают кромки. Сверкание полированного торца и матовая плоскость создают выразительный эффект. Изделие, высушенное и протертое машинным маслом, можно считать законченным.

ПАТИНИРОВАТЬ и ОКСИДИРОВАТЬ можно не только чеканные рельефы. Эти процессы аналогично используются в самых различных видах художественной обработки металлов для декоративного оформления изделий.

Чеканка по металлу своими руками для детей – Справочник металлиста

Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.

Ремесло или искусство

Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.

В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Технические условия

Чеканка по металлуделается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж.

Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра.

Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Виды

Чеканка (фотопредставлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества.

Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором.

Но зато плоская чеканка по металлуможет быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Просечка

Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.

После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала

Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться

Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.

Рельефная чеканка

Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной.

При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки.

И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.

Чеканка по металлу своими руками

Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.

Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика.

Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий